«Первая Мировая война» Методика, известная как модульная технология, основана на представлениях о том, что всякий урок в модуле должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Предлагаемый вариант планирования темы (модуля) «Первая Мировая война» ставит следующие цели: выявить основные итоги Первой Мировой войны, акцентировать внимание учащихся на том, что итоги Первой Мировой войны в значительной степени определили ход послевоенной истории ( гг.) и превратили проблему войны и мира в глобальную. Составила: Скорикова Татьяна Витальевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. МОУ «Гимназия 3» города Оренбурга.
МОДУЛЬ Урок 1. Причины и начало Первой Мировой войны. - Лекция (по принципу обратной связи). Урок 2. Военные действия в гг.Развитие военного искусства. -К-К-К-Комбинированный урок (закрепление новых знаний).
Урок 3. Влияние войны на экономическую жизнь России. - Лабораторная работа. Урок 4. Нарастание политического кризиса в Германии и России. - Практическая работа. Урок 5. Поражение стран Четвертого союза. - Лекция обзорная (заключительная). Урок 6-7. Итоги и последствия Первой Мировой войны. -Семинар (обобщение и систематизация исторических знаний).
Комплексная дидактическая цель: Изучая тему, вы получите знания об историческом периоде, связанном с войной гг., о целях и характере войны (для её участников), о ходе военных действий и той роли, которую в них сыграла Россия, о значении технико-экономического потенциала в ходе войны; об экономических и политических изменениях, которые были вызваны войной. Изучая тему, вы получите знания об историческом периоде, связанном с войной гг., о целях и характере войны (для её участников), о ходе военных действий и той роли, которую в них сыграла Россия, о значении технико-экономического потенциала в ходе войны; об экономических и политических изменениях, которые были вызваны войной. Вы продолжите учиться усваивать материал по текстам учебных пособий и дополнительной литературе, анализировать документальные источники, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы. Вы продолжите учиться усваивать материал по текстам учебных пособий и дополнительной литературе, анализировать документальные источники, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы.
Учащиеся должны знать: Каковы были цели и планы участников войны; Каковы были цели и планы участников войны; Как была развязана первая мировая война; Как была развязана первая мировая война; Как относились к войне различные слои населения, политические партии воюющих государств. Как относились к войне различные слои населения, политические партии воюющих государств.
Учащиеся должны уметь: Сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы; Сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы; Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем; Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем; Работать с атласом и контурной картой; Работать с атласом и контурной картой; Правильно распределять время работы над заданиями; Правильно распределять время работы над заданиями; Оценивать свою работу и работу товарищей. Оценивать свою работу и работу товарищей.
Литература. Н.Н. Яковлев. «Последняя война старой России», М., 1994 И.И. Ростунов., Генерал Брусилов, М., 1964 Первая Мировая война: неизвестные страницы, «Родина». 1993, 8-9 История России. XX век. Данилов А.А., Косулина Л.Г., «Просвещение», 2005 Новейшая история. XX век. Л.Н. Алексашкина., М., 1999 История мировых цивилизаций. В.М. Хачастурян., М., «Дрофа», 2000
Вопросы и задания к блоку Подумайте, можно ли было предотвратить Первую Мировую войну? Каким образом, если ответ положительный?Почему нет, если ответ отрицательный? О каких спорных проблемах истории Первой Мировой войны вы знаете? От чего, по вашему мнению, зависит позиция того или иного историка, исследующего эти проблемы?
Вопросы и задания к блоку Оказалось ли военное могущество государств всесильным? Приведите примеры порожденных Первой Мировой материальных разрушений в России.
Требования к тестам Они должны соответствовать содержанию обучения, отображенного в логической структуре модуля и учебного элемента. Они должны быть простыми, что означает,что в одном тесте представлена одна задача данного уровня. Он должен быть определенным, что означает необходимость ясного и недвусмысленного формулирования задания. Он должен иметь однозначный ответ (эталон).