Пути решения проблем преемственности в современной школе Дидковская Елена Петровна Учитель географии Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пути решения проблем преемственности в современной школе Материалы для бакалавров.
Advertisements

Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную МС « Создание условий успешно социализации.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Малый педагогический совет "Адаптация пятиклассников в условиях перехода из начальной школы в основную»
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
Формирование Учебных Универсальных Действий во внеурочной деятельности.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Обеспечение успешной адаптации учащихся 5-6 классов при переходе из начальной школы в основную.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Преемственность между 1 и 2 ступенями образования и адаптация учащихся 5 класса.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

Пути решения проблем преемственности в современной школе Дидковская Елена Петровна Учитель географии Санкт-Петербург

Пути решения проблем преемственности в современной школе Преемственность - система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Реализация целей и уровней образования -актуальный этап развития личности -ориентация на перспективу развития личности

Пути решения проблем преемственности в современной школе Решение проблемы преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватную образовательным запросам каждой личности в соответствии с ее способностями.

Цели ступеней и уровней образования Цели первой ступени образования ориентируют начальную школу на достижение основных результатов образования, связанных с : · формированием предметных и универсальных способов действий, а также с системой опорных знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в средней школе · воспитанием основ умения учиться · индивидуальным прогрессом ученика в основных сферах личностного развития

Цель начального этапа образования С точки зрения учителяС точки зрения ученика Воспитание толерантности, т.е. ценностного отношения к Человеку, Культуре, Природе, понимание и принятие многообразия мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности и ответственности за себя и свои поступки Научиться уважать других и заслужить уважения к себе, узнать об обычаях людей другой национальности, о жизни в других уголках Земли, отвечать за свои поступки Формирование системы знаний, умений, навыков, опыта осуществление разнообразных видов деятельности, основанных на междисциплинарных связях и обеспечивающих продуктивность учебно- познавательной деятельности; формирование информационной и интеллектуально-речевой культуры Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, формирование культурного поля школьника Научиться читать, писать, считать, рисовать, петь, трудиться, узнать много нового и интересного Расти здоровым Развивать свои возможности, стараться достичь большего. Быть активным, найти интересную для себя область и развить свои способности в этой области.

Выводы: Целью образования в 5 классах является развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами. Для начального общего образования приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.

Основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс: Возрастает состояние стресса Увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, в некоторых случаях происходит переход на обучение по новым программам Кабинетная система и много учителей-предметников, как следствие сложность адаптации к учителям Переутомление Многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке

УЧЕБНЫЕ ТРУДНОСТИ - Неверно сформулированные представления (о числе, об орфограмме и т.п.) - Несформированность мыслительных действий и операций (анализ и синтез) - Недостаточное речевое развитие - Недостатки развития внимания и памяти - Слабое развитие эмоционально- волевой сферы

Исследования показывают: - Для пятиклассников характерно эмоциональное отношение к любой деятельности - Они считают себя способными ко всем учебным предметам, причём критерием является не реальная успешность, а субъективное отношение - В наших интересах сделать так, чтобы учебные занятия вызывали положительные эмоциональные переживания

Проблемы перехода из начальной в среднюю школу - Адаптация к новым учителям - Недостаточная психологическая готовность учащихся к переходу в 5 класс

Причины существующей проблемы Неполнота данных о выпускниках начальной школынизкие показатели психологической готовности к обучению в среднем звене недостаточное изучение данных о выпускниках учителями 5-х классов снижение уровня мотивации учащихся возросший объем домашнего заданияповышение уровня тревожности, ухудшение эмоционального отношения к учению Рассогласование в содержании учебных курсов начальной школы и среднего звена непонимание учебного материала Несоответствие норм оценок и требованийнесоответствие оценок реальным результатам обучения неподготовленность учителей-предметников к работе с детьми младшего школьного возраста неадаптивность методики преподавания к психологическим особенностям детей низкий уровень сформированности навыка самостоятельной работы у учащихся начальной школы неспособность справляться самостоятельно с учебным содержанием курсов недостаточное использование методов активизации познавательной деятельности мл.школьников преобладание деятельности по образцу недостаточное психологическое сопровождение адаптационного периода снижение дисциплины на уроках, эмоциональная неустойчивость различие в формах и методах преподавания учителей 1 и 2 ступени неспособность адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников

Проблемы перехода из начальной в среднюю школу Психологическая подготовка – это стойкая или временная активизация способностей личности к деятельности в определенных условиях

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС НОО Требования ФГОСДостижение требований Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Ученик принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способ её решения, осуществляя пробы. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Ученик осуществляет отбор источников информации для поиска нового знания. Самостоятельно отбирает для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет, компетентные люди – библиотекарь, учитель старших классов, …), выделяет главное (различает главное и второстепенное), фиксирует в виде текста, таблиц, схем.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС НОО Требования ФГОСДостижение требований Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Ученик намечает действия при работе в паре, составляет простой план действий при написании творческой работы, создании проектов. В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, может совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта может дать обоснованную оценку его результатов.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС НОО Требования ФГОСДостижение требований Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета Ученик может перевести в устный текст данные из таблицы, схемы, диаграммы, может дополнить или достроить их, использовать эти средства для записи текстовой информации. Активно использует модели при анализе слов, предложений, при решении математических задач…

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС НОО Требования ФГОСДостижение требований Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета Ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом от соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В МАТЕМАТИКЕ ДОПУСКАЮТСЯ УЧАЩИМИСЯ 5-Х КЛАССОВ -Умножение -Деление натуральных чисел -Решение текстовых задач -Вычитание с единицами длины, времени -Составление выражения к задаче

Трудности усвоения математики -недостаточное закрепление навыков устной и письменной речи и вычислительных навыков -неверная последовательность введения общематематических понятий в школьные курсы

Выпускник начальной школы должен: - осознанно строить речевое высказывание - составлять тексты в устной и письменной форме на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение

Начальная школаОсновная школа - устная работа - диалог - общеклассная работа с учебником - работа с другими письменными источниками информации еще не развернута - тексты (письменные и устные) - конкретная описательная информация - развернутые рассуждения - описания способов анализа и обобщения фактов - разные трактовки и выводы

экскурсия, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы; игра (дидактическая и ролевая), необходимая для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др., диспут (дискуссия), с целью развития умения дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы; практические работы как необходимое условие развития умения планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности; При работе с учащимися усиленно применяются такие формы, как : мини-лекция, с целью формирования умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.

Реализация принципа перспективности и преемственности образовательного процесса 1. Обеспечение благополучной адаптации школьника в 5-х классах с учетом развития качеств (самостоятельности, инициативности, умения рассчитывать на собственные силы), которые формируются в начальной школе, приоритетной целью обучения в средней школе является развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами.

Реализация принципа перспективности и преемственности образовательного процесса - Учитывать стиль общения педагога начальной школы - Учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня - Создавать ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение - Участвовать в совместной деятельности - Работать в условиях альтернативы, выбора - Создавать демократическую атмосферу обучения. - Оценочную деятельность строить в авансированном ключе - Сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы - Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно- оценочной деятельности - Осуществлять развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика

Реализация принципа перспективности и преемственности образовательного процесса - Использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения) - При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.) - При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных мероприятий.

Реализация принципа перспективности и преемственности образовательного процесса Особое внимание уделить обеспечению возможности формирования умения делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника, создав условия для реального выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся.