Информатизация с человеческим лицом Бушуев Алексей Владимирович Заместитель Губернатора Ярославской области Москва, 10 ноября 2011 г.
ИКТ в госсекторе: федерация и регион
Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства на 1 апреля 2011 года (ЦФО) Рейтинги, измерения… Субъект РФМесто по округуМесто по России 3Владимирская область742 10Московская область Ярославская область223 18г. Москва1467 Субъект РФ Индекс готовности Подындекс «ИКТ в органах власти» г. Москва11 Ярославская область137 Индекс готовности по данным Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ. Рейтинг субъектов по данным «Центра прикладной экономики» по заказу электронного журнала «Госменеджмент»
Риски информатизации в масштабе страны Постоянное изменение требований, сроков и правил. Правила, пока они на бумаге – не работают. Потребители и пользователи - должны пропустить изменения через себя: научиться использовать правила, понимать как это встроить в повседневную жизнь. Нужна не просто информатизация, а качественные изменения социальной практики. Изменения и новые бизнес-процессы появляются там, где есть люди, которые готовы направить свою энергию на позитивные изменения.
Пытливый взгляд на региональную информатизацию Стратегия информатизации Ярославской области основана на следующих принципах Максимальное использование (концентрация) и развитие ИКТ-потенциала Ярославской области при реализации государственного заказа в информатизации. Поддержка региональных центров компетенции. Привлечение уникального опыта регионов и компаний, консультантов с международным кругозором на этапах формирования концепции, стратегии и системного проектирования и частичное «приземление» новых знаний в регион. Стимулирование создания совместных предприятий в отрасли на основе моделей государственно-частного партнерства с заинтересованными стратегическими игроками ИКТ-рынка. Практическая реализация: создание центров межрегиональной компетенции по нишевым направлениям региональной и муниципальной информатизации
Предложения Ярославской области Центры межрегиональной компетенции: 1.Создание центра компетенции по отраслевым решениям на базе НПП совместно с Концерном «Сириус». 2.Создание и сотрудничество с другими центрами «межрегиональной» компетенции по региональному и мунципальному исполнению проектов в области ЭП. 3.Создание центров ИКТ-разработок и внедрений, в том числе отраслевых для предприятий реального сектора на территории ЯО, участие в ГЧП по направлениям «Социальное облако», инфраструктура доступа граждан к госуслугам, УЭК.
Отраслевой центр компетенции по поддержке использования решений Предложение Ярославской области – организовать отраслевой центр компетенции для решений, направленных на информатизацию хронически недофинансируемых отраслей в части расходов на ИКТ : муниципальных обазований и сельских поселений, ЖКХ, Учреждений культуры и архивно-музейного дела. Удобная площадка для проведения регулярных семинаров и мероприятий по распространению знаний
Центры «межрегиональной» компетенции в области ЭП (1) Красным выделены региональные сегменты в зоне ответственности субъектов
Центры «межрегиональной» компетенции в области ЭП (2) Предложение Центры «межрегиональной» компетенции в области ЭП, специализирующеся на «взгляде изнутри заказчика» в областях: методологии внедрения и поддержки изменений (НПА, ТКМВ, другие технологии реинжиниринга бизнес-процессов). архитектура регионального сегмента ЭП с учетом каталога решений ФФАП (Федеральный Фонд Алгоритмов и Программ) и НПП, методологии, базы знаний и инструменты для обучения специалистов ОГИВ \ ОМСУ, методологии и базы знаний для поддержки граждан, Кластер подготовки и переподготовки кадров на базе Ассоциации университетов Ярославской области Удобная площадка для проведения регулярных семинаров и мероприятий по распространению знаний, обмену практическим опытом как «по вертикали», так и «горизонтали» – между субъектам \ подобными Центрами компетенций и т.д.
Создание привлекательных условий для сотрудничества Эффективность общей политики по привлечению инвестиций в регион В настоящее время в рамках общей политики по привлечению инвестиций выстроенной в регионе, ряд крупных ИКТ-предприятий выбрал ЯО как место реализации своих инвест-проектов (например, Вымпелком) Формирование пакета выгодных условий для прихода в регион предприятий ИКТ-сферы В Концепции кластерной политики утвержденной Правительством ЯО ИТ-кластер обозначен как одни из перспективных кластеров в экономике Ярославской области; Поставлена и реализуется задача по формированию пакета привлекательных условий для привлечение в регион инвестиций предприятий ИКТ-сферы.
Понимание информатизации в Ярославской области Не просто быть в игре Понимая правила - активно влиять на результат и не забывать о человеческом факторе
Спасибо за внимание!
ЗАПАСНЫЕ СЛАЙДЫ Дополнение к основным слайдам презентации
Цель-политика: «Эффективное использование современных информационных технологий в социально-экономическом развитии региона » Правительство Ярославской области Показатели по задачам: Использование ИКТ как двигателя роста экономики и повышения ее эффективности (обеспеченность инфраструктурой ИКТ, ИКТ в экономике и на рабочем месте, электронная торговля) – выпуск ИКТ-специалистов на человек населения, чел. – 7,2 (место в РФ - 16) доля фирм, занимающихся торговыми операциями через Интернет, % - 30 (место в РФ –32) Использование потенциала ИКТ как катализатора социального развития и развития гражданского общества (ИКТ в повседневной жизни, ИКТ в образовании, ИКТ в общественном секторе, ИКТ в медицине) – доля взрослого населения использующего интернет, % - 34,0 (место в РФ – 29) число ПК, используемых в учебном процессе, на 100 учеников в школах, штук – 8,8 (место в РФ – 13) доля ЛПУ, имеющих доступ к интернету, % - 91 (место в РФ – 56) Широкое использование возможностей ИКТ для рационализации и роста эффективности деятельности государственных органов (Электронное правительство) – доля государственных услуг переведенных в электронный вид, % - 4 Содействие становлению региональной ИКТ как отрасли (Производство ИКТ- товаров и услуг) – доля сектора ИКТ в экономике региона, % - ? (в развитых странах от 8 до 12) Специальные показатели (показатели, характеризующие успех тех или иных региональных целевых программ в области ИКТ).
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЛАСТНЫХ ПРОЕКТОВ Создание материально-технической и информационно-технологической инфраструктуры оператора электронного правительства Ярославской области ГУП «Электронный регион» В рамках перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид переведено 5 услуг (решение «Армада»). К концу года планируется перевести еще 15 услуг (решение «Ростелеком») Медицина. По результатам мониторинга готовности регионов к информационному обществу за подындекс «ИКТ в медицине» Ярославская область заняла 53 место Подготовлен проект по созданию информационно-технической инфраструктуры регионального сегмента системы здравоохранения области. Закупка компьютерной техники в больницы Ведутся пилотные работы по автоматизации работы регистратуры
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЛАСТНЫХ ПРОЕКТОВ Образование. По подиндексу «ИКТ в образовании» за наша область заняла первое место, поднявшись с 9 места годом ранее. Это стало возможным благодаря внедрению типового веб-сайта для школ и дошкольных учреждений Расширение каналов доступа школ в интернет. На данный момент подключено 166 школ > 512 kbps; 40 школ 2 Mbps. 100% школ оснащено лицензионным программным ПО Microsoft Office и Microsoft Windows. Создана система предоставления сервисов интерактивного вещания Разработано ПО для Web-сервисов «Электронный дневник" и «Электронная очередь в ДОУ" работников ОУ обучено ведению «Электронного дневника» В школы для начальных классов закупается 648 комплектов презентационного оборудования (интерактивные доски и проекторы). В следующем году планируется начать внедрение единой информационной среды образовательного учреждения (ЕИСОУ)
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЛАСТНЫХ ПРОЕКТОВ Культура. Обеспечен доступ граждан к информационным ресурсам области (библиотекам, музеям и т. п., в основном в городах) через интернет. закуплено оборудование в ГЛММЗ «Карабиха» и Ярославский художественный музей для перевода музейных экспонатов в электронный вид. Оцифровано 4080 ед. хр. Архивы. Создан областной сайт «Архивы Ярославской области» и закуплено оборудование для перевода архивных фондов в электронный вид. Повышение компьютерной грамотности В 2011 стартовал проект (совместно с МУБИНТ) по созданию центров повышения компьютерной грамотности. Создано 4 центра в которых прошли обучения 423 человека (план на год 550). При создании центров использован принцип государственно-частного партнерства. Градостроительство Создается инф. система градостроительной деятельности муниципальных районов Ярославской области и информационный банк данных градостроительной деятельности Ярославской области. Система развернута в 17 муниципальных округах Использование результатов космической деятельности установлено бортовое навигационное оборудование на 35 школьных автобусов и 45 единиц дорожно-строительной техники
ИТ-инициативы, намеченные для реализации в регионе в 2012 году Перевод государственных услуг всех уровней в электронный вид. Создание интегрированной информационной среды, в которую будут вовлечены как федеральные ведомства в лице их территориальных управлений, так и муниципальные администрации. Создание инфраструктуры массового доступа к электронным государственным услугам. Для этого планируется использовать каналы цифрового телевещания, а также ИНФОМАТы, размещенные в местах массового пребывания граждан – больницах, местных администрациях и т.д. Создание информационно-технологической инфраструктуры библиотек: закупка техники, перевод библиотечных фондов в электронный вид, доступ к фондам через Интернет. Перевод музейных фондов в электронный вид. Развертывание «Социального облака», как единой ИТ-инфраструктуры для решения текущих и перспективных задач информатизации Ярославской области РФ Создание информационно-технологической инфраструктуры регионального сегмента системы здравоохранения области Внедрение универсальной электронной карты Обеспечение безопасности в информационном обществе Создание информационно-технологической инфраструктуры дежурно- диспетчерских и оперативных служб муниципальных образований для приема вызовов граждан и взаимодействия со службами при возникновении ЧС