1 Реформирование системы управления охраной труда в Российской Федерации Жарова Наталия Викторовна
2 Показатели производственного травматизма в 2009 году в результате несчастных случаев на производстве в организациях наблюдаемых Росстатом наиболее травмоопасных видов экономической деятельности (обрабатывающие отрасли, добыча полезных ископаемых, транспорт, строительство) пострадало человек, что на 21% ниже, чем в 2008 году (58 357) в 2009 году в результате несчастных случаев на производстве в Российской Федерации по данным Роструда в организациях всех видов экономической деятельности погибло 3124 работника, что на 20,6% меньше, чем в 2008 году (3931)
3
4
5 В настоящее время завершается подготовка нормативных правовых актов: проекта приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении порядка проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или)опасными производственными факторами »; проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний»
6 Внедрение системы управления профессиональными рисками законопроект, предусматривающий внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации с целью введения в него понятия «профессиональный риск» и установления обязанностей субъектов трудовых отношений в части оценки, контроля и управления профессиональными рисками, подзаконные нормативные правовые акты в области оценки и управления профессиональными рисками, в том числе: - положение о системе управления профессиональными рисками в Российской Федерации; - стандарт по оценке профессиональных рисков; - порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков, включающий методики оценок и регламенты выполнения работ
7 Преобразование института оценки условий труда на рабочих местах обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (статья 212 ТК РФ); формирование независимого института оценки состояния условий труда - аккредитация аттестующих организаций; система стандартов аттестации рабочего места по условиям труда; совершенствование механизма государственной экспертизы условий труда
8 Экономические механизмы улучшения условий труда работников усовершенствование механизма установления скидок (надбавок) к страховому тарифу усиление ответственности субъектов трудовых отношений за нарушение законодательства в области охраны труда
9 Система предоставления компенсаций постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» предусмотрено, что работодатель, проводя аттестацию рабочего места, оценивает, к какому классу риска относится то или иное рабочее место, и, в зависимости от класса риска, уже на основе установленных государством минимумов, складываются расходы по гарантиям. С целью объективного установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, компенсации предлагается устанавливать персонально для каждого работника, занятого на тяжелых работах (рабочих местах), работах (рабочих местах) с вредными и (или) опасными и особыми условиями труда, в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам аттестации его рабочего места по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Минздравсоцразвития России
10 Предупредительные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профзаболеваемости, финансируемые за счет средств ФСС РФ В 2010 году в целях оказания поддержки хозяйствующим субъектам, в первую очередь из числа предприятий малого бизнеса, перечень дополнен мероприятиями: - по обучению по охране труда работников, - по приобретению работодателями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов); - по приобретению работодателями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров), что особенно актуально в свете мер по повышению безопасности дорожного движения
11 Повышение компетентности персонала в сфере охраны труда Действующий в настоящее время Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, прежде всего, морально устарел, не удовлетворяет по своей структуре, изложению отдельным положениям Трудового кодекса Российской Федерации и вступает с ним в противоречие В основе всей системы обучения вопросам охраны труда должна лежать дифференциация видов обучения (по срокам, глубине, направленности обучения) для различных групп (отдельных категорий) работников на основе государственных требований к образованию, образовательным цензам и квалификациям с учетом потребностей производства.
12 Формирование системы информационного обеспечения и мониторинга условий и охраны труда Проведение общероссийского мониторинга условий и охраны труда, основной целью которого является сбор информации о состоянии условий и охраны труда для принятия взвешенных управленческих решений в данной сфере; разработка единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда; введение автоматизированной системы «Профессиональные риски»
13 II этап Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве; совершенствование системы охраны труда работников на производстве; создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников