Программа нравственно – патриотического воспитания учащихся МАОУ «СОШ 28» г. Перми Заместитель директора по ВР Шаршун Л.В.
«Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его» В. И. Даль
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, Россия, многонациональный народ Российской Федерации, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, гражданское общество, семья, семья, труд, труд, искусство, искусство, наука, наука, религия, религия, природа, природа, человечество. человечество.
Базовые национальные ценности: патриотизм, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, социальная солидарность, гражданственность, семья, семья, труд и творчество, труд и творчество, наука, наука, традиционные российские религии, традиционные российские религии, искусство и литература, искусство и литература, природа, человечество. природа, человечество.
«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству» ( из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России»)
Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма. Вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, агрессивность по отношению к чужим.
Основной целью программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного способного созидать в интересах общества, укреплять и совершенствовать его основы, защищать своё Отечество.
Для реализации поставленной цели, решаются следующие задачи: повышение качества патриотического воспитания через реализацию программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности; повышение качества патриотического воспитания через реализацию программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности; обновление содержания патриотического воспитания; обновление содержания патриотического воспитания; расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению; расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению; усиление взаимодействия с МУДОД, МОУ и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания; усиление взаимодействия с МУДОД, МОУ и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания; усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения
Воспитательная программа по патриотическому воспитанию охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.
МАОУ «СОШ 28» Учреждения культуры Учреждения дополнительного образования ВУЗы и СУЗы Учреждения здравоохранения Семья Учреждения социальной защиты ГИБДД и ОДН Учреждения физической культуры и спорта СМИ Общественные организации
Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям: духовно-нравственное; духовно-нравственное; гражданско-правовое; гражданско-правовое; культурно историческое; культурно историческое; военно – патриотическое. военно – патриотическое.
Духовно-нравственное направление: формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, мужество, уважение к старшему поколению, любовь к Родине и своему народу; формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, мужество, уважение к старшему поколению, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации. формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Гражданско-правовое направление: изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России. изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России. формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления. развитие реально действующего школьного самоуправления.
Культурно - историческое направление: познание историко – культурных корней; познание историко – культурных корней; воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, уважения к людям других культур, языков и религий. формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, уважения к людям других культур, языков и религий.
Военно - патриотическое изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей края в годы Великой Отечественной войны; изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей края в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга. формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности: первая ступень (начальная школа); первая ступень (начальная школа); вторая ступень (средняя школа); вторая ступень (средняя школа); третья ступень (старшая школа). третья ступень (старшая школа).
Одна из главных задач образования на первой ступени – развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Стержнем гражданского образования на второй ступени является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.
Задача реализуемая на третьей ступени программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.
Условия для реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся: создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности, конструктивном взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательного роцесса: педагогов, учащихся и родителей; создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности, конструктивном взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательного роцесса: педагогов, учащихся и родителей; функционирует система дополнительного образования; функционирует система дополнительного образования; разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов; разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов; развивается школьное ученическое самоуправление; развивается школьное ученическое самоуправление; используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процессе патриотического воспитания. используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процессе патриотического воспитания.
Основные методы работы по реализации программы: метод коллективно-творческого дела, метод коллективно-творческого дела, Метод социально-значимой деятельности, Метод социально-значимой деятельности, метод поддержки и успеха, метод поддержки и успеха, метод сотворчества и сотрудничества, партнерства, метод сотворчества и сотрудничества, партнерства, метод развивающего обучения, метод развивающего обучения, метод творческойи учебно-исследовательской, поисковой деятельности, метод творческойи учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.) различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.)
- введение элективных курсов; - введение факультативных курсов; - создание НОУ; - участие в конференциях, конкурсах, смотрах; - создание детских общественных организаций; - участие в социально – значимых акциях; - тематические классные часы; - уроки Мужества и Памяти; - встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках; - спортивно – военизированные эстафеты; - деловые и ролевые игры; - экскурсии по городам России и Пермского края; - изучение народных традиций и обычаев, истории своего города, школы; - посещение музеев города; - изучение истории своей семьи, семейных традиций; - кружковая работа. Основные формы работы по реализации программы:
Раскрытие всех качеств личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством участия в традиционных общешкольных мероприятиях.
Традиционные школьные мероприятия: Сентябрь«День знаний», турслёт, уроки безопасности жизни ОктябрьДень самоуправления, парламентские уроки, митинг, посвящённый Памяти жертв политических репрессий Ноябрьреализация проекта «Единственной, неповторимой и родной посвящается…» ДекабрьРождественские встречи, Новогодний бал старшеклассников Февральвстречи с ветеранами ВОВ, праздник «Широкая масленица», конкурсно – развлекательная программа ко Дню Святого Валентина Мартпраздник, посвящённый женскому дню АпрельФестиваль бардовской песни Маймитинг, посвящённый Дню Победы, «Последний звонок» Июнь«Выпускной вечер»
Реализация Программы способствует: Реализация Программы способствует: - развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей России, родного города; - воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям; - формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей; - созданию благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения в целом.
Личность гражданина- патриота Россия Духовно и физически здоровая Обладающая культурой мысли и речи Способная саморазвиваться Любящая свою Родину и народ Имеющая твёрдую социально - активную позицию гражданина Россия Соблюдающая духовные, правовые и общечеловеческие нормы Творчески мыслящая Знающая историю и культуру своей страны