Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
Эффективность ранней профилактики: своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения
Девиантное поведение – социальное поведение, не соответствующее установившемся в данном обществе нормам.
Причины и факторы девиантного поведения социально-педагогическая запущенность; глубокий психический дискомфорт ; отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, безнадзорность
Дерево риска 1гр. - Процессы, происходящие в обществе; 2 2 гр. - Состояние семьи, ее атмосфера; 3 3 гр. - Внутренние факторы риска.
1.Процессы, происходящие в обществе: отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей; несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступников; безработица (явная и скрытая); отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми; пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации; доступность табака, алкоголя, наркотиков
2.Состояние семьи, ее атмосфера: неполная семья; неполная семья; материальное положение семьи (как бедность, так и богатство); материальное положение семьи (как бедность, так и богатство); низкий социально-культурный уровень родителей; низкий социально-культурный уровень родителей; отсутствие семейных традиций; отсутствие семейных традиций; стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка); стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка); отрицание самоценности подростка; отрицание самоценности подростка; злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.; злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.; попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ. попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
3.Внутренние факторы риска: ощущение собственной незначимости и ненужности; ощущение собственной незначимости и ненужности; низкая самооценка; низкая самооценка; неуверенность в себе; неуверенность в себе; недостаточный самоконтроль и самодисциплина; недостаточный самоконтроль и самодисциплина; незнание или неприятие социальных норм и ценностей; незнание или неприятие социальных норм и ценностей; неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях; неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях; неумение выражать свои чувства и реакции на самого себя и других людей неумение выражать свои чувства и реакции на самого себя и других людей
Задачи программы профилактики правонарушений : 1. Усиление координации предупредительно- профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему; 2. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в образовательных учреждениях через их взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних с ОППН; 3. Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка; 4. Привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в учебных заведениях; 5. Повышение самосознания учащихся; 6. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время; 7. Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
Выявление социально-дезадаптированных подростков (составление банка данных). 1) обследование психологом: Методики: подростковый опросник Айзенка; опросник Басса-Дарки; тест определения склонности к риску; проективный цветовой тест М. Люшера 2) обследование социальным педагогом: Методики: социометрия; наблюдения; анкеты. 3) педагогическое наблюдение классного руководителя Схема педагогического наблюдения
Эффективность работы: успешная учебная деятельность; эмоционально положительная, удовлетворяющая учащихся система их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями); психологическая защищенность.