Районный форум инновационных проектов « Образование -2012» МОУ « Цаган - Челутайская средняя общеобразовательная школа » «Успешная профориентация – успешная жизнь» ( мастер-класс)
Направления работы школьного центра качества образования Направления Образовательные достижения учащихся Оценка социально- личностных достижений Оценка деятельности учителей Оценка условий и ресурсов Оценка ключевых компетенций
Оценка ключевых компетенций - уровень общего развития ученика ; - готовность к школе ; - готовность к продолжению образования ; личностные компетенции: коммуникабельность, самостоятельность, толерантность
Качество образования Цель Процесс Условие результат
Рынок труда Забайкальского края Социокультурная среда Государственный и региональный заказ Заказ семьи и личности Потребители образовательных услуг
Проблемы не полностью определяется спектр возможных профессий, которые по результатам диагностики учащегося помогут реализовать познавательные и индивидуальные способности личности; слабо изучается потребности рынка труда края, не выделяются востребованные профессии.Следствие – многие выпускники не могут устроиться на работу по полученным специальностям и рабочим профессиям не полностью рассматривается образовательное пространство края: информация о средних специальных и высших учебных заведениях, направления специализации. не все выпускники проектируют свой «образовательный маршрут »,
Рынок труда в Забайкалье Правительство РФ выделило основные направления роста Забайкальского края : во - первых, это развитие транспортной инфраструктуры, во - вторых, комплексное освоение основной минерально - сырьевой базы, в - третьих, развитие строительной индустрии и жилищного строительства, четвертое - это поддержка малого и среднего бизнеса, пятое - развитие социальной инфраструктуры
Профориентационная работа в школе: опыт, проблемы, перспективы
Цель профориентационной работы в школе: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи сформировать положительное отношение к труду; научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основные направления профориентационной работы в школе профессиональная информация; профессиональное воспитание; профессиональная консультация.
Принципы профориентационной работы в школе Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 1-4 классы Формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. Изучение и мониторинг выявления способностей
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа Я); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально- профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Практическая работа I группа « Выявление способностей ребенка » II группа « Дифференциально - диагностический опросник » ДДО III группа « Профкейс »
Параметры профессиональной зрелости личности человека (А.П.Чернявская) информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решения; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения
Интернет ресурсы : ( сайт Г. В. Резапкиной ) proftime.edu.ru. Линия мультимедийных средства психолого - педагогического сопровождения выбора профессии « Время выбирать профессию » включает электронный учебник, аудиокнигу, видеокурс для подростков
Критерии Показатели 8-9 класс10-11 классы Когнитивный 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств 2. Владение способами самодиагностики и саморазвития 3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости про- фессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств 4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей
Мотивационно -ценностный 1. Заинтересованность в получении знаний. 2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем. 3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения цели выбора желаемой профессиональной деятельности. 4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями. 1. Устойчивые познавательные интересы. 2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 3. Адекватная самооценка
Д еятельностно -практический 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально- ориентированных целей 2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию ПВК
Продолжение образования выпускниками школы
Выбор профиля
Выбор профессий выпускниками
Мероприятия: Оформление кабинета, уголка по профориентации: Твоя профессиональная карьера В мире профессий Слагаемые выбора профессии Оформление стенда (общешкольный). Образовательная карта региона. (учебные заведения) В помощь выпускнику, Куда пойти учиться.
Удовлетворенность потребителей