Недетские проблемы детского чтения Родительское собрание во 2- х классах декабрь 2011
Кризис чтения - мировая проблема В конце 1990 – х гг. и на рубеже веков многие процессы в нашей стране в значительной мере сходны с процессами, которые шли на Западе лет назад.
Функциональная неграмотность В 80- е гг. внимание общественности привлекла проблема так называемой « функциональной неграмотности » значительной части населения стран Европы и США. Функционально неграмотные - это « вторично неграмотные » - то есть те, кто умел читать и писать, но в какой - то мере утратил эти навыки, во всяком случае, утратил их настолько, чтобы эффективно « функционировать » в современном, все усложняющемся обществе.
Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой - то мере совпадающая с ними, называется « слабыми читателями », для которых характерно « пассивное » чтение. Сюда относятся взрослые и дети, которые не любят читать. Эта группа читателей была в е гг. исследована французскими социологами. В своей книге « Чтение во Франции » Катрин Куно дает « портрет » такого читателя. Определение « слабый читатель » указывает на уровень овладения культурными навыками. Обычно « слабого читателя » представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же речь идет о причине психологического характера : ни его жизненные обстоятельства, ни профессиональная ориентация не способствуют превращению чтения в постоянную привычку.
Характеризует слабого читателя : читает от случая к случаю и не тратит на это много времени в чтении обычно ищут " полезную " информацию, то есть информацию, носящую практический характер в окружении этого человека чаще всего мало читают и редко говорят о книгах литературное образование, полученное в детстве, и брошенное на малоподготовленную почву, вызывает скорее отторжение от литературы - во многом благодаря принудительному характеру обучения
Чем характеризуются дети - « слабые читатели »? им скучно и утомительно читать ошибки в чтении, потеря ритма относятся к чтению, как к тяжелому труду Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сейчас точно известно, что вторичная неграмотность развивается в раннем возрасте, а именно, в третьих классах, после того, как дети только научились читать и писать.
Типичные отличия читателей и нечитателей Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта : способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Результаты Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA-2003) Приняли участие более 250 тыс. школьников и студентов из 41 страны, в том числе и из России. Грамотность чтения - умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста : нахождение информации в тексте; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.
Результаты исследования По этим показателям результаты России немного ухудшились по сравнению с 2000 г. и оказались сопоставимы с результатами таких стран, как Турция и Уругвай. В общем рейтинге стран-участниц по уровню грамотности чтения Россия заняла 3234-е место. Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Финляндии, они значительно превзошли учащихся всех других стран. За Финляндией следуют Республика Корея и Канада.
Результаты исследования По всем трем шкалам («Нахождение информации», «Интерпретация текста» и «Рефлексия и оценка») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся других стран и соответствуют 2 уровню грамотности чтения. Анализ результатов российских учащихся показал, что там, где они имеют дело с одним текстом или отвечают на вопросы по литературному произведению (а текстов такого характера было всего 4), они приближаются к достижениям других стран. Российских учащихся затрудняли задания, требовавшие соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла.
Грамотность чтения – способность понимать, применять и критически осмысливать текстовую информацию в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления и приобретения новых знаний и для полноценного участия в обществе.
Читательская грамотность Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3. осмыслить и оценить содержание текста форму текста 1. найти и извлечь (информацию) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
Результаты исследования Результаты проведенного исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании «грамотности чтения», понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. Статистика по PISA : умеют выделить главную мысль текста 71%, находить заданную информацию - 77%, понимание связности и последовательности событий - 63%.
Россия. Читательские умения. На 18 баллов выросло первое читательское умение. На 14 баллов снизилось третье читательское умение.
Результаты исследований На специальном сайте представлена подробная информация об участниках, методологии и результатах PISA-2000, PISA- 2003, PISA-2006, 2009 ( англоязычный сайт ) PIRLS 2006, Отчет о результатах проведения в России международного исследования PISA-2003, PIRLS 2006, PISA представлен на сайте Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования по адресу:
Данные о детском чтении Данные о детском чтении Любят читать : младшие школьники 43%, старшие 17%. Не любят читать : младшие школьники 8%, старшие 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся. Читают познавательную литературу 21%. Читают для самообразования 10% школьников. ( журнал " Школьная библиотека ", 2003, 8)
Изменяется характер чтения детей и подростков Меняются мотивы чтения и в целом оно меняет свой характер : оно становится более функциональным и инструментальным, а также более прагматичным. чтение на досуге становится более легким, развлекательным, рассматривается как средство приятного отдыха ( например, чтение детективов и « дамских » романов ); постепенно уходит « чтение для души » ( что особенно проявляется на падении интереса к классической литературе ); возрастание интереса к « экранной » культуре.
Электронная культура Развивается культура, которую называют « электронной » (« видеокультурой », « аудиовизуальной культурой »). представляет из себя « мозаику » разрозненных и несистематизированных сведений, фрагментарна и полна стереотипов не развивается привычка к сосредоточенному вниманию
Телевизор – « наше всё »! Общие недостатки просмотра телепередач и видеофильмов : низкий уровень содержания теле - и видеопродукции, что порой является фактором воспитания дурного вкуса, вседозволенности и смещения нравственных ориентиров. воздействия зрительных образов неизбежно снижает самостоятельность, индивидуальность восприятия информации не способствует развитию индивидуального воображения ребенка и его речи.
Мотивы чтения Интерес это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на читателя. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий.
Можно ли заставить полюбить чтение ? « Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания ». Даниэль Пеннак " Как роман " (2005) Он считает, что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. « Глагол « читать » не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как « любить »... или « мечтать »...
Чтение в семье – давняя традиция « Одно из самых ярких моих воспоминаний – папа, читающий нам вслух. Нынче этот обычай – семейное чтение вслух – практически вывелся. Все поглотил и подмял под себя кубический бог – телевизор. Вокруг него, не коленопреклоненные, но в столь же подчиненных позах – члены семьи. А я хочу с благодарностью вспомнить о чтении вслух – незаслуженно забытом семейном обычае. … Это был ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности …» Грекова И. Детство и слово // Детская литература. 1. М., С. 36–37.
Тест - рисунок « Вечер в моей семье » Цель исследования : изучить средства семейного досуга. Нас интересовала частотность изображения на рисунках книг, газет, журналов, телевизора, компьютера как средств проведения досуга детей и родителей.
Результаты исследования Наличие книг в рисунках детей
Наличие в рисунках других средств досуга
Совместный досуг
Выводы « Чтение » как форма проведения досуга в семье занимает весьма скромное место. Ребенок практически не вовлекается взрослыми членами семьи в деятельность с книгой. Часто причиной того, что младший школьник не имеет охоты и практики чтения, является отсутствие читательских традиций в семье. Но привить интерес к чтению можно лишь тогда, когда не только в школе, но и дома ребенок вовлекается в деятельность с книгами.
Фактор эмоционального развития Семейное чтение является фактором духовного и эмоционального развития ребенка, потому что в такие минуты происходит тесный эмоциональный контакт, взрослый и ребенок вместе сопереживают героям книги, а ничто так не сплачивает семью, как совместные переживания.
Фактор интеллектуального развития Чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные « окна развития ».
Ещё не поздно ! До тех пор, пока эти « окна » открыты, названные способности могут развиваться. Например, « окно » для способности к чтению закрывается в 12–15 лет, а для речевого развития – в 9–10 лет. Эти биофизиологические процессы лежат в основе языковой способности к чтению, без чего невозможно развитие абстракции, творческих возможностей, умения принимать решения и учиться.
Ненавязчивые с оветы Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием