Практический семинар для преподавателей Автор: Кузиванова Людмила Михайловна педагог - психолог Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Сыктывкар 2010
Ведущая деятельность Младшие школьники – новая учебная деятельность; Подростки – социально-признаваемая и социально одобряемая деятельность; Старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность.
Влияние оценки В каждой возрастной группе значимость оценки будет разным, но есть общее – эмоционально окрашенное значение оценки и влияние ее на самооценку ребенка; В любом возрастном периоде отношение к оцениванию зависит от личностных особенностей школьника: характера, темперамента, самооценки, коммуникативности; Для любого возраста важна форма, в которой оценка выражается.
Положительные оценки Подбадривают школьника, стимулируют его учебную работу; Важно учитывать возможность своеобразной реакции со стороны детей с крайне низкой или высокой самооценкой: при расхождении их ожиданий с оценкой учителя эти дети могут отнестись к ней с недоверием и тревогой; Похвала за слабые ответы может подчеркнуть некомпетентность ученика в глазах его одноклассников; Щадящие оценки эффективны, когда разрыв между оценкой и реальным результатом невелик; Что касается учеников с завышенной самооценкой, то излишняя эмоциональная поддержка учителя может их дезориентировать.
Отрицательные оценки Оценка учебной работы, «переходящая на личность», всегда болезненно воспринимается детьми; Отрицательная оценка должна направлять и корректировать учебные действия ученика; Искренность взрослого при выставлении оценки, как правило, приводит к тому, что ученики, в свою очередь, становятся искренними, стремятся к контакту с учителем, к сохранению или улучшению сложившихся взаимоотношений; Выражая свои чувства без выговора и приказа, учитель оставляет ученику возможность самому сделать выводы и принять разумное решение.
Источник мотивации Источником мотивации является характер объяснений учителем успехов и неудач ребенка Если объяснять успехи ученика его способностями и усилиями, то у него сложится уверенность, что он сможет снова добиться успеха; С другой стороны, объяснение неудач недостатком старательности или другими временными факторами, например плохим настроением или неважным самочувствием, также способно поддержать самооценку ребенка и его будущую настойчивость.
Кит 1 Ощущение самостоятельности поиска
Кит 2 Ощущение свободы выбора
Кит 3 Ощущение компетентности
Благодарю за внимание! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.