Кризис подросткового возраста: проблемы общения с подростком ПЕДАГОГИЧЕКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Городское родительское собрание «Мир семьи» 3 декабря 2010 г. г. Ростов-на-Дону С.В.Жолудева, к.психол. н., ст.преп. кафедры прикладной и организационной психологии
Подросток – КТО ОН? - от до лет; - время интеллектуального формирования мировоззрения; - формирование нравственной сферы личности; - формирование убеждений и идеалов; - быстрое развитие самосознания; - рефлексии; - профессиональное самоопределение.
физическое и половое созревание изменением внешнего облика различные вегетативные проявления новые переживания, в том числе связанные с возникновением сексуального влечения «привыкания» к новому физическому облику могут сильно страдать из-за несоответствия своей внешности принятым эталонам красоты Становятся чувствительными к замечаниям сверстников и взрослых
Кризис подросткового возраста: - «ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ»; - сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами); - находит образцы усвоения; - строит свои отношения с другими людьми; - перестраивает свою деятельность.
РЕБЕНОК ВЗРОСЛЫЙ ? имеют разные обязанности имеют разные права и привилегии отношения строятся на основе разных норм
занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем моменты двоякого рода: тормозящие развитие взрослости моменты овзросляющие огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей
Ведущий тип деятельности: ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ себя и других людей; удовлетворяет свои потребности в принадлежности; принятии и теплом отношении; завоевывает статус; учится быть с людьми в разных ситуациях; развивает свою индивидуальность. Большую часть своего времени подросток проводит, общаясь со своими сверстниками.
ТРУДНОСТИ демонстрируют зависимость от своего окружения подчиненность референтной группе испытывают страх оказаться вне сообщества сверстников, стать «отверженными» проблемами, возникающими в процессе общения: дружба, одиночество, доверие, предательство, поиск своего места в группе, отношения с противоположным полом…
Самоубийства 30% лиц в возрасте 14 – 20 лет бывают суицидальные мысли; 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия; 90% - совершается подростками с психотическими состояниями; 10% - без психотических расстройств. 10% суицидальное поведение имеет цель покончить с собой; 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Подростковая преступность Каждое девятнадцатое преступление совершено несовершенноле тними или при их соучастии !!! «Оказавшись в трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к своей судьбе, несовершеннолетние пытаются сами решать свои проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами», - заявил глава МВД.
Уходы из дома (бродяжничество) По официальной статистике, в Ростовской области около двух тысяч беспризорных детей.
Детская беременность Каждый пятый аборт в России делают несовершеннолетние. В РФ рожают ребенка только 2 из 10 беременных юных женщин. Аборты у несовершеннолетних составляют уже значительную часть от общего огромного числа абортов, которые делаются в стране (по данным Минздравсоцразвития, около 1,5 миллионов в год) - это около 4% среди девочек до 15 лет и свыше 10% - у летних.
Наркомания В области зарегистрировано больных наркоманией, из них 3660 проживают в Ростове-на-Дону. «Это болезнь молодежи, печально констатируют факт и врачи, и представители органов правопорядка. Каждый десятый потребитель наркотиков подросток до 18 лет».
дети называют следующее: 1. конфликты с родителями - 16 %, 2. выгнали из дома - 8 %, 3. отсутствие жилья у 3 %, 4. сексуальные домогательства со стороны взрослых - 3,2 % Неподготовленность и неспособность родителей к новому типу отношений с ребенком Причины
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
1. стать другом своему ребенку - давать советы, а не указания; - становиться на сторону подростка; - уважать его решения; - принимать и обсуждать его позиции; - одобрять его умения выходить из разных ситуаций; - поддерживать все темы разговора, даже если вам кажется, что это не важно.
2. быть рядом с подростком - быть внимательным к его просьбам; - выделять время для разговоров, даже если это и не удобно для вас; - прислушиваться к его мнению; - учитывать его точку зрения при решении семейных вопросов; - относиться серьезно, к любому делу, которое важно для подростка; - оказывать ему помощь, если он об этом просит.
3. уметь слушать подростка - уметь молча выслушать; - не перебивать и не осуждать; - стараться уловить суть проблемы; - не реагировать на его эмоции; - проявлять заинтересованность; - задавать уточняющие вопросы; - интересоваться разрешением ситуации.
4. не ленится объяснять - обосновывать свою позицию; - анализировать разные альтернативы; - приводить конкретные причины несогласия с ним; - иллюстрировать событиями своей жизни. -объяснять причины требований; -оперировать фактами;
5. готов встать на защиту подростка - заступаться за него, не только словами, но и действиями; - помогать разбирать конфликтные ситуации; - в конфликтной ситуации всегда находить «+» его поведения; - отстаивать его позицию при других людях. - постоянно давать понять, что вы на его стороне;
6. быть в курсе дел и увлечений подростка - знать, какую музыку слушает; - знать как зовут его друзей (и их родителей); - быть в курсе его школьных дел; - интересоваться его планами на день, неделю и т.д.; - быть гибким; - идти на компромиссы.
7. наличие общих интересов подростка и родителя - рассказывать подростку о своих увлечениях сейчас и раньше; - искать общее между его интересами и вашими; - вместе планировать досуг; - устраивать мини- презентации достижений; - поддерживать семейные традиции; - просить помочь разобраться в чем-либо.