Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях
Писатель и геолог Куваев Олег Михайлович «Во всяком человеке – Человек с большой буквы. Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но пробовать нужно всегда»
Направления деятельности социального педагога Социально - педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов. Социально-педагогическая защита прав ребенка. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося. Социально-педагогическое консультирование. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков. Организационно-методическая деятельность.
Процесс влияния на воспитанника – это процесс педагогического и психологического воздействия Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками.
Главное в работе социального педагога Социальная защита ребенка, подростка. Оказание ему социальной помощи. Умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Педагогическое мастерство – это уровень профессиональной подготовки педагога «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель» Л.Н.Толстой
Профессиональные знания Знание педагогики и психологии. Знание физиологии развития ребенка. Знание методики воспитательной работы. Педагогическая технология – это владение приемами, умениями и навыками влияния на воспитанников.
Требования к процессу общения педагога и ученика доверительность; умение слушать ребенка; взаимопонимание; контакт; совместная деятельность.
Культура речи это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа создает развитие мысли. Техника речи совокупность приемов дыхания, речевого голоси и дикции, доведенных до автоматизма.
Первостепенное в работе социального педагога Знание ребенка (подростка). Осмысление его положения, ситуации, в которой он оказался. Проявление педагогического такта и мастерства. Организаторские способности. Методы Наблюдение. Беседа. Социометрия.
Качества социального педагога естественность; доброжелательность; эмпатия; открытость; деликатность; конкретность
умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации; умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы; умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия; умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз;
умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных; умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей; умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы; умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами; умение обеспечивать межведомственные связи; умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации)