Урок 24
От чего может зависеть счастье человека в обществе?
Подросток и его права Детству следует оказывать величайшее уважение» Ювенал
Право – система общеобязательных правил поведения, установленных государством и обеспеченных государственным принуждением.
Международные документы о правах человека 1948г.– Всеобщая декларация прав человека 1948г. – Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1959г. – Декларация прав ребенка 1966г. – Международный пакт об экономических и культурных правах 1966г. – Международный пакт о гражданских и политических правах 1989г. – Конвенция о правах ребенка
Документы Российской Федерации, подтверждающие и гарантирующие права человека 1993год – Конституция Российской Федерации 1997год – Уголовный кодекс Российской Федерации 1995год – Семейный кодекс Российской Федерации
Сокращенный перечень прав ребенка (приводится по Конвенции о правах ребенка) Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности Статья 9. Право на общение с обоими родителями Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнение Статья 14. Право исповедовать любую религию Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию Статья 17. Право на доступ к информации Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия Статья 27. Право на достойный уровень жизни Статья 28. Право на образование Статья 31. Право на отдых и досуг Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения Статья 38. Дети, не достигшие 15- летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Основные группы прав Личные (охватывают аспекты свободы личности, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне Политические (обеспечивают гражданам участие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства) Социально-экономические и культурные (обеспечивают гражданам равные возможности для осуществления нормальной жизнедеятельности, гарантируют поддержку и социальную защиту государства, гарантируют право на участие в культурной жизни общества)
Задание 1 13-ти летняя американка подала в суд на родителей. Те не были пьяницами, заботились о девочке. Но контролировали каждый ее шаг и поступок. Родителей лишили родительских прав. То есть девочка получила полную независимость от семьи. Многие американцы восхитились решительностью и юридической грамотностью юной истицы. А большинство граждан от всей души пожалели ребенка. Вопрос: Почему у большинства американцев девочка вызвала чувство жалости?
Выдержки из Уголовного кодекса РФ Статья 116. Побои Статья 117. Истязания Статья 125. Оставление в опасности Статья 127. Незаконное лишение свободы Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией
Некоторые права ребенка, закрепленные в Семейном кодексе Право ребенка жить и воспитываться в семье Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками Право ребенка на защиту Право ребенка выражать свое мнение Право ребенка на имя, отчество и фамилию Право на изменение имени и фамилии Право на имущество
Задание 2 Родители Павлика не сумели развестись как цивилизованные люди. Произошла громкая ссора из-за квартиры, машины и даже чайников. В отместку за это мама Павлика запретила отцу видеть сына. А Павлик очень любил папу, который с ним никогда ни чего не делил. У них все было общее – и книги, и игрушки, и автомобиль. Вопрос: Какое право ребенка было нарушено?
Тест «Способны ли вы отстаивать свои права?» 1) Пересчитываете ли вы полученную сдачу сразу, у прилавка магазина? Всегда - 1, иногда – 5, никогда – 10 2) Если вы видите, что вас обсчитал продавец на незначительную сумму, то вы: уходите, считая, что он ошибся – 5 тут же требуете вернуть присвоенное – 1 уходите, стесняясь потребовать свое – 10 3) Если вы оказываетесь обманутым при покупке чего-либо или при пользовании услугами, кого вы вините в первую очередь? продавца – 10, невезение – 5, себя – 1 4) Какие усилия вы прилагаете, когда нужно сделать что-либо неприятное (решить трудную задачу, убрать свое рабочее место, сходить в магазин и т.д.)? большие – 10, небольшие – 5, делаю без усилий - 1 5) Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? в зависимости от обстановки – 5, да – 1, нет – 10 6) Раздражает ли вас человек, который кашляет в вашу сторону? да – 1, нет – 10, только незнакомый – 5 7) Боитесь ли вы выступать с речью на собрании, вечере, празднике? немного боюсь – 5, да – 10, нет – 1 8) Можете л и вы быть дружелюбным с человеком, которого не выносите? да, когда мне это нужно – 10, да, когда постараюсь – 1, не могу - 5
Дом задание: & 18, в тетради с печатной основой. Творческое задание: 1) Напишите письмо Президенту РФ с рекомендациями о неотложных мерах по обеспечению прав ребенка 2) Напишите обращение российских детей к взрослым жителям Земли с требованием соблюдения прав ребенка. 3) Нарисуйте эскиз плаката или эмблемы, значка, отражающий идеи соблюдения прав ребенка.