Правовое просвещение подростков с использованием технологии «Газеты в образовании» Итоговая конференция Барнаул, 4 мая 2006 г.
Цель проекта Разработать и апробировать на практике технологию использования качественных газет общего содержания в рамках школьной программы «Основы права»
Cмысл технологии «Газеты в образовании» Зачем Это выгодно газетеЭто выгодно газете Это интересно журналистамЭто интересно журналистам Это выгодно учителямЭто выгодно учителям Это интересно подросткамЭто интересно подросткам Подростки учатся сами менять свою жизнь к лучшемуПодростки учатся сами менять свою жизнь к лучшему В чем суть Это проект, а не разовая акция или сюжет на темуЭто проект, а не разовая акция или сюжет на тему Это ответственность за решение проблемЭто ответственность за решение проблем Это стремление к конечному результатуЭто стремление к конечному результату Газета – полноценный партнер и равный участник в проекте с подростками и учителямиГазета – полноценный партнер и равный участник в проекте с подростками и учителями Эти проекты – новый ресурс в конкуренции на медиа-рынкеЭти проекты – новый ресурс в конкуренции на медиа-рынке
В ходе этого проекта мы хотели помочь и школьникам, и учителям, и самой газете Школьникам: помочь заинтересоваться новыми формами приобретения знаний и аналитических навыков через регулярное чтение и обсуждение газетных текстов на правовую тематикупомочь заинтересоваться новыми формами приобретения знаний и аналитических навыков через регулярное чтение и обсуждение газетных текстов на правовую тематику Учителям: помочь в формировании актуального учебного и информационного материала в виде газетных публикаций, которые можно использовать в качестве иллюстраций и дополнений в школьной программе на правовую тематикупомочь в формировании актуального учебного и информационного материала в виде газетных публикаций, которые можно использовать в качестве иллюстраций и дополнений в школьной программе на правовую тематикуГазете: Сделать подростков своими друзьями и помощниками в подготовке контента на правовую тематикуСделать подростков своими друзьями и помощниками в подготовке контента на правовую тематику
Обсуждение – выплеск общественного мненияОбсуждение – выплеск общественного мнения Вовлечение – приглашение к участию Вовлечение – приглашение к участию Организация – объединение граждан Организация – объединение граждан
Алгоритм взаимодействия СМИ и общества Обсуждение – выплеск общественного мненияОбсуждение – выплеск общественного мнения Вовлечение – приглашение к участиюВовлечение – приглашение к участию Организация – объединение гражданОрганизация – объединение граждан
«…Сто детей, сто личностей, которые являются людьми, -- не людьми в будущем, а людьми сейчас, прямо сейчас -- сегодня». Януш КорчакЯнуш Корчак
ИЗ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. День ее принятия – 20 ноября 1979 г. – сейчас является Международным днем защиты прав детей.
На чем основаны основные принципы Конвенции? Права детей являются всеобъемлющими и взаимосвязанными – нет свободы слова без запрета насилия, нет права на образование без адекватного уровня жизни.Права детей являются всеобъемлющими и взаимосвязанными – нет свободы слова без запрета насилия, нет права на образование без адекватного уровня жизни. Права детей являются юридическими правами с соответствующими обязанностями государства по их защите и реализации.Права детей являются юридическими правами с соответствующими обязанностями государства по их защите и реализации. Права детей расширяют возможности детей – они требуют новой культуры взаимодействия с детьми, основанной на признании их субъектами и носителями прав.Права детей расширяют возможности детей – они требуют новой культуры взаимодействия с детьми, основанной на признании их субъектами и носителями прав.
Статья 1 Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Статья 2 2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
Статья 8 1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. Статья Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
Статья Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства Статья Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. 3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.
Статья Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. 2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
Предоставление прав человека детям не создает специально «привилегированную» группу. Напротив, это является необходимым условием повышения их статуса в обществе до уровня, на котором они могут защищать свои интересы наравне со взрослыми.
Что такое убеждения? Убеждение является более широким понятием, чем религия. Оно включает в себя религию, но не ограничено ее традиционным значением. Словарь Блэка юридически определяет убеждение как «убеждение в правдивости суждения, существующего субъективно в разуме и подтверждаемого аргументами, убедительностью или доказательствами относительно этого суждения».Убеждение является более широким понятием, чем религия. Оно включает в себя религию, но не ограничено ее традиционным значением. Словарь Блэка юридически определяет убеждение как «убеждение в правдивости суждения, существующего субъективно в разуме и подтверждаемого аргументами, убедительностью или доказательствами относительно этого суждения». В международных документах термин убеждение также используется для обозначения прав неверующих людей, таких как атеисты (вера в отсутствие божества), агностики (не уверены в существовании Бога) и рационалисты. Убеждения другого рода – политические, культурные, научные или экономические – не подпадают под эту защиту и о них необходимо вести речь отдельно.В международных документах термин убеждение также используется для обозначения прав неверующих людей, таких как атеисты (вера в отсутствие божества), агностики (не уверены в существовании Бога) и рационалисты. Убеждения другого рода – политические, культурные, научные или экономические – не подпадают под эту защиту и о них необходимо вести речь отдельно.
Вопросы для обсуждения Как вы думаете, могут ли люди выбирать свои убеждения и изменять их на практике?Как вы думаете, могут ли люди выбирать свои убеждения и изменять их на практике? Может ли это, в конце концов, привести к столкновению с другими правами человека? Может ли это, в конце концов, привести к столкновению с другими правами человека? Содержат ли школьные учебные планы и учебники положения о свободе религии и убеждений, включая свободу не верить?Содержат ли школьные учебные планы и учебники положения о свободе религии и убеждений, включая свободу не верить? Защищены ли в нашей стране убеждения меньшинств? Если да, то каким образом?Защищены ли в нашей стране убеждения меньшинств? Если да, то каким образом? Имеют ли меньшинства те же права/поддержку, что и основное (ые) убеждение (я)?Имеют ли меньшинства те же права/поддержку, что и основное (ые) убеждение (я)?
Уважаемые участники семинара! Спасибо вам за активность, заинтересованность и креативность!