КОМПОЗИЦИЯ © Зайцева Л.И.
Фронтальная композиция
Объемно- фронтальные композиции Б. Гришович. Фрагмент фасада типографии Березина,
Виды рельефа: скульптурное изображение или орнамент, немного выступающие над плоскостью, низкий рельеф (барельеф); скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона на три четверти (горельеф); «обратный» рельеф, слегка углубленный по отношению к фону; рельеф, при котором изображение находится на одном уровне с фоном, но его контуры глубоко врезаны (глиптика)
Объемная композиция Объемная композиция. Вазочка. Чугун. Каслинское литье. Начало XX в. Если при развитии композиции, наравне с двумя направлениями на плоскости, присутствует третье направление – глубина, - создается объемная форма.
Пространственная композиция Пространственная композиция, И. Кузнецов. Саввинское подворье. Парадная лестница. Основные компоненты, с помощью которых создается пространственная композиция – объемы, формирующие пространство, и материалы, формирующие объемы.
Основные законы композиции Равновесие; Единство и соподчинение всех частей;
Равновесие Это состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Равновесие на основе симметрии – наиболее используемый прием. Симметрия – определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве.
Зеркальная симметрия
Осевая или симметрия поворота Осевая симметрия. Ж.Пилон. Три Грации. Ок г.
Перенос Симметрия переноса в орнаменте. Кружева. Вологда г.
Равновесие несимметричной композиции Если главный элемент композиции – фигура с мягкими округлыми формами, чаще всего она располагается на плоскости немного выше центра листа и сдвинута влево.
Равновесие несимметричной композиции Если композиция состоит из объектов сложной выразительной формы, она имеет, как правило, ярко выраженный динамический характер. В этом случае элементы располагаются так, чтобы в поле листа оставалось свободное пространство, определяющее направление движения.
Равновесие несимметричной композиции Сложная геометрическая форма одного элемента, как правило, главного в композиции, может быть уравновешена несколькими другими объектами более простой формы.
Равновесие Поиск равновесия в композиции из простых объектов значительно облегчается, если вы работаете за компьютером.
Центр композиции Центром композиции является главный смысловой элемент
Формат фронтальной композиции Овальный формат В. Фаворский, иллюстрация к рассказам Б.Пильняка
Формат фронтальной композиции Треугольный формат В. Фаворский, «Vita nova»
Формат фронтальной композиции Прямоугольный формат В. Фаворский, «Гамлет»
Пропорциональность и масштабность Пропорциональность – соразмерность целого и частей, они должны прослеживаться при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом. Наиболее часто встречается пропорция золотого сечения. Золотое сечение – гармоничное деление отрезка на две части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку.
Золотое сечение Закон пропорций человеческого тела по Леонардо да Винчи
Масштабность Масштабность – соразмерность принятому эталону. В предметном мире людей эталоном является сам человек, ибо «Человек есть мера всех вещей»
Типы композиции Сюжетно-изобразительная Такое произведение автономно, самодостаточно. Оно не должно зависеть от окружения.
Типы композиции Декоративно- тематическая композиция В. Фаворский. Из цикла «Рассказы о животных»
Декоративная композиция на тему «Солнце»
Композиция предметных форм (натюрморты )
Формальная композиция Формальная композиция строится из линий и пятен, она выражает логику композиционного построения.
Отношение «элементы - пространство» в композиции Доминанта элементов
Отношение «элементы - пространство» в композиции Доминанта пространства
Отношение «элементы - пространство» в композиции Равнозначность элементов и пространства
Статическая и динамическая формальная композиция Для выражения динамики, движения используются: фигуры с острыми углами; свободное пространство перед «движущимся» объектом; направление по диагональным линиям.
Статическая и динамическая формальная композиция Для выражения статики, покоя используются: отсутствие диагональных направлений; минимум свободного пространства; симметрия, уравновешенность;
Используемые источники Учебно-методический комплект «Основы графического дизайна» О. Яцюк (Санк-Петербург «БХВ-Петербург»2004г) + CD;