Особенности быта населения Белгородчины в 16 – 19 вв. Автор: Самара Елена Ивановна учитель истории и обществознания МОУ СОШ 46 г. Белгорода
Методические рекомендации по использованию материала презентации Белгород возник как город-крепость для охраны южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар в конце 16 века, являлся центром Белгородской засечной черты. Первыми его жителями были как служилые люди, так и крестьяне из центра России и Украины, которые бежали сюда от крепостной зависимости. Именно им предстояло освоить «дикое» поле, русские богатейшие черноземы юга России, а также создать самобытную культуру, основанную на синтезе украинских и русских традиций. Белгород возник как город-крепость для охраны южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар в конце 16 века, являлся центром Белгородской засечной черты. Первыми его жителями были как служилые люди, так и крестьяне из центра России и Украины, которые бежали сюда от крепостной зависимости. Именно им предстояло освоить «дикое» поле, русские богатейшие черноземы юга России, а также создать самобытную культуру, основанную на синтезе украинских и русских традиций. Материал презентации может быть использован в курсе отечественной истории при изучении тем, посвященных социально-экономическому и духовному развитию народов центральной России в веках. Материал презентации может быть использован в курсе отечественной истории при изучении тем, посвященных социально-экономическому и духовному развитию народов центральной России в веках.
Содержание Быт и занятия Быт и занятия Традиции крестьянского стола Традиции крестьянского стола Уклад жизни в семье Уклад жизни в семье Календарные и семейно – бытовые праздники Календарные и семейно – бытовые праздники
Быт и занятия Жители Белгородчины унаследовали от своих далеких предков древнюю земледельческую культура. Были выработаны и соответствующие пахотные орудия – от легкого однозубого орала, до двузубой сохи до плугов. Жители Белгородчины унаследовали от своих далеких предков древнюю земледельческую культура. Были выработаны и соответствующие пахотные орудия – от легкого однозубого орала, до двузубой сохи до плугов.
Быт и занятия Почвенные и климатические условия сделали земледелие, базировавшееся на разных видах перелогов, когда распахивались участки целинных и залежных земель, основным занятием. Несколько лет такие поля давали хороший урожай, потом их надолго забрасывали, превращая в залежь для восстановления плодородия. Почвенные и климатические условия сделали земледелие, базировавшееся на разных видах перелогов, когда распахивались участки целинных и залежных земель, основным занятием. Несколько лет такие поля давали хороший урожай, потом их надолго забрасывали, превращая в залежь для восстановления плодородия.
Быт и занятия Орудия уборки урожая были однообразны: жали серпом, косили разными типами кос. Наиболее распространенными земледельческими культурами были рожь, овес, ячмень, пшеница, гречиха, репа, бобовые. Позднее появились кукуруза, подсолнечник и картофель. Орудия уборки урожая были однообразны: жали серпом, косили разными типами кос. Наиболее распространенными земледельческими культурами были рожь, овес, ячмень, пшеница, гречиха, репа, бобовые. Позднее появились кукуруза, подсолнечник и картофель.
Быт и занятия С земледелием тесно было связано скотоводство. Преобладало пастбищно- стойловое содержание скота, позволявшее сочетать умения и навыки кочевого и оседлого населения. Крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, домашняя птица были обязательной принадлежностью обычного крестьянского хозяйства. Скот использовали как тягловую силу и для получения молока, мяса, шерсти и кожи. С земледелием тесно было связано скотоводство. Преобладало пастбищно- стойловое содержание скота, позволявшее сочетать умения и навыки кочевого и оседлого населения. Крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, домашняя птица были обязательной принадлежностью обычного крестьянского хозяйства. Скот использовали как тягловую силу и для получения молока, мяса, шерсти и кожи.
Быт и занятия Помещики не только продавали зерно, но и перерабатывали его на муку, крупу и как следствие появлений мельницы на селе. Муку простую, ситную или крупчатку получали из ржи и пшеницы. Высококачественная мука изготовлялась только из пшеницы, путем неоднократной просушки и толчения. Более трудоемкими были работы по выделыванию круп, получаемые при толчении овса и проса. Помещики не только продавали зерно, но и перерабатывали его на муку, крупу и как следствие появлений мельницы на селе. Муку простую, ситную или крупчатку получали из ржи и пшеницы. Высококачественная мука изготовлялась только из пшеницы, путем неоднократной просушки и толчения. Более трудоемкими были работы по выделыванию круп, получаемые при толчении овса и проса.
Быт и занятия Практически все крестьяне, однодворщики, кроме работы в поле занимались различными ремеслами. Одни занимались сапожным делом, другие портным, кузнецким, плотницким, столярным ремеслом. Практически все крестьяне, однодворщики, кроме работы в поле занимались различными ремеслами. Одни занимались сапожным делом, другие портным, кузнецким, плотницким, столярным ремеслом.
Быт и занятия Женщины сверх полевых работ управлялись с рукоделием, пряли лен, шерсть, ткали холсты, ковры, простые полотна и сукна для своего потребления и на продажу. Женщины сверх полевых работ управлялись с рукоделием, пряли лен, шерсть, ткали холсты, ковры, простые полотна и сукна для своего потребления и на продажу.
Традиции крестьянского стола Пища была разнообразна, особенно в урожайные годы. Хлеб в доме «всему голова». В основном хлеб из ржаной муки, в зависимости от ее качества он был сытный. По большим годовым или престольным праздникам на столах появлялся белый крупчатый хлеб из пшеничной муки. В неурожайные годы хлеба не хватало и пекли его с добавками ячменя, овса, трав, желудей. Любили блины, особенно на масленицу и к храмовым праздникам. Их пекли из пресного теста, гречневой муки, а к столу подавали с маслом, творогом, сметаной. Пекли пироги с разнообразной начинкой. Пища была разнообразна, особенно в урожайные годы. Хлеб в доме «всему голова». В основном хлеб из ржаной муки, в зависимости от ее качества он был сытный. По большим годовым или престольным праздникам на столах появлялся белый крупчатый хлеб из пшеничной муки. В неурожайные годы хлеба не хватало и пекли его с добавками ячменя, овса, трав, желудей. Любили блины, особенно на масленицу и к храмовым праздникам. Их пекли из пресного теста, гречневой муки, а к столу подавали с маслом, творогом, сметаной. Пекли пироги с разнообразной начинкой.
Традиции крестьянского стола Летом у поселян основным продуктом были щи из свежей капусты и свеклы. Часто на столе были тюря - самая простая еда: хлеб или сухари, корки покрошенные в воде с солью), кулеш, уха, каша с молоком. В скоромные дни, в зависимости от достатка были и мясные продукты. Летом у поселян основным продуктом были щи из свежей капусты и свеклы. Часто на столе были тюря - самая простая еда: хлеб или сухари, корки покрошенные в воде с солью), кулеш, уха, каша с молоком. В скоромные дни, в зависимости от достатка были и мясные продукты. Зимой основным продуктом были кислая капуста, отварной горох, щи с квашенной капустой, соленые огурцы, квас, хрен, лук, редька, каши. К праздникам готовили пиво, брагу, медовуху, квас, изготовляли вино. Зимой основным продуктом были кислая капуста, отварной горох, щи с квашенной капустой, соленые огурцы, квас, хрен, лук, редька, каши. К праздникам готовили пиво, брагу, медовуху, квас, изготовляли вино.
Традиции крестьянского стола Посуда преобладала деревянная и керамическая, в употреблении были также металлические и стеклянные. Зажиточное сословие приобретало фарфоровые чайные и столовые сервизы, серебряные приборы. У крестьян посуда и утварь в основном были деревянные: бочки, кадки, короба, сундуки, ковши, корыта, ведра, миски, ложки. Много в обиходе керамической посуды: горшки, чашки, кружки, миски. Преобладали в основном железные сковородки, половники, ковши, миски, тарелки. Посуда преобладала деревянная и керамическая, в употреблении были также металлические и стеклянные. Зажиточное сословие приобретало фарфоровые чайные и столовые сервизы, серебряные приборы. У крестьян посуда и утварь в основном были деревянные: бочки, кадки, короба, сундуки, ковши, корыта, ведра, миски, ложки. Много в обиходе керамической посуды: горшки, чашки, кружки, миски. Преобладали в основном железные сковородки, половники, ковши, миски, тарелки.
Уклад жизни в семье Сложившиеся порядки повседневной жизни соблюдались строго и, передаваемые из поколения в поколение, сохраняли многие традиции, обряды и пережитки. Неограниченной властью среди домочадцев пользовался глава семьи. Получали свое развитие родственные связи, вытекающие из самой семьи, а так же дружеские связи. Общие интересы, взаимопомощь между соседями способствовали росту духовного общения, совместному проведению праздников, обмену информацией, дальнейшему развитию народных традиций. Сложившиеся порядки повседневной жизни соблюдались строго и, передаваемые из поколения в поколение, сохраняли многие традиции, обряды и пережитки. Неограниченной властью среди домочадцев пользовался глава семьи. Получали свое развитие родственные связи, вытекающие из самой семьи, а так же дружеские связи. Общие интересы, взаимопомощь между соседями способствовали росту духовного общения, совместному проведению праздников, обмену информацией, дальнейшему развитию народных традиций.
Календарные и семейно – бытовые праздники Времена года, сельскохозяйственные работы, церковно- христианские праздники способствовали проведению ритуалов, празднеств, обычаев, обрядов, вобравших в себя быт, нравы и опыт многих поколений с переплетением давних народных традиций далеких предков. Времена года, сельскохозяйственные работы, церковно- христианские праздники способствовали проведению ритуалов, празднеств, обычаев, обрядов, вобравших в себя быт, нравы и опыт многих поколений с переплетением давних народных традиций далеких предков.
Календарные и семейно – бытовые праздники Предновогодние и новогодние праздники – сочельник, рождество, новый год, крещение – были особо почитаемы. В этот период устраивались гадания, колядки, массовые гуляния. Наиболее яркими из весенних праздников были масленица, пасха, Троицын день. Предновогодние и новогодние праздники – сочельник, рождество, новый год, крещение – были особо почитаемы. В этот период устраивались гадания, колядки, массовые гуляния. Наиболее яркими из весенних праздников были масленица, пасха, Троицын день.
Календарные и семейно – бытовые праздники В русском народе из далеких времен идет обычай, когда на Иванов день собирались все на берегах водоема на веселые игрища. В этот день собирают травы и коренья. И еще огромное количество православных праздников, как в прошлом, так и сейчас неразрывно связывают человека с природой. В русском народе из далеких времен идет обычай, когда на Иванов день собирались все на берегах водоема на веселые игрища. В этот день собирают травы и коренья. И еще огромное количество православных праздников, как в прошлом, так и сейчас неразрывно связывают человека с природой.