Горохова Ю.А. Вологодский Филиал Академии МУБиНТ 3 ноября 2010 г. Методические проблемы проектирования образовательной среды ВУЗа
Модель современного специалиста
Причины, обуславливающие необходимость реорганизации системы высшего образования Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, рост объема профессиональной информации. Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, рост объема профессиональной информации. Формирование новых потребностей населения в современном содержании и технологиях образования, в образовании «через всю жизнь», в получении знаний «в удобном месте в удобное время» без отрыва от производства. Формирование новых потребностей населения в современном содержании и технологиях образования, в образовании «через всю жизнь», в получении знаний «в удобном месте в удобное время» без отрыва от производства. Появление и быстрое развитие качественно новых технических средств хранения и обмена информацией. Появление и быстрое развитие качественно новых технических средств хранения и обмена информацией. Рост международной интеграции в политических и экономических процессах и в образовании, вхождение в мировое сообщество, присоединение к Болонскому процессу. Рост международной интеграции в политических и экономических процессах и в образовании, вхождение в мировое сообщество, присоединение к Болонскому процессу. Необходимость воспитания специалиста нового типа для экономики, основанной на знаниях. Необходимость воспитания специалиста нового типа для экономики, основанной на знаниях.
Проблемы современного образования Быстрое устаревание профессиональных знаний. Быстрое устаревание профессиональных знаний. Необходимость непрерывного образования. Необходимость непрерывного образования. Затрудненный доступ к образовательным ресурсам жителей удаленных районов. Затрудненный доступ к образовательным ресурсам жителей удаленных районов. Изменение требований современного общества к профессиональным компетенциям специалиста. Изменение требований современного общества к профессиональным компетенциям специалиста.
Профессионально-значимые качества Непрерывное образование Удаленное обучение без отрыва от рабочего места Быстрое устаревание профессиональных знаний Оперативное обновление образовательного контента Формирование познавательный умений и навыков самообучения Информационная образовательная среда ВУЗа Видеоконференции Электронные учебные курсы Электронные библиотеки, ресурсы сети Интернет Активизация познавательной деятельности Решение
Задачи информационной образовательной среды ВУЗа Разработка и публикация учебно – методической информации в виде электронных образовательных ресурсов; Разработка и публикация учебно – методической информации в виде электронных образовательных ресурсов; Педагогическое общение в реальном и отложенном времени между участниками образовательного процесса; Педагогическое общение в реальном и отложенном времени между участниками образовательного процесса; Организационно – административные задачи; Организационно – административные задачи; Контроль. Контроль.
Проектирование образовательной среды на основе психолого- педагогических и методических принципов, а не на основе функций уже имеющегося программного обеспечения Выбор и приобретен ие ПО Разработка структуры образовател ьной среды Разработка методики работы в ОС Проблема Изучение функционала и возможносте й ПО
Принципы организации ИОС Совокупность известных классических принципов можно разбить на три группы 1 : общие, общие, принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами 1 Золотарев А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. Т М.: МГТУ ГА, 1994.
Специфические принципы ДО 1 Принцип интерактивности Принцип интерактивности Принцип стартовых знаний Принцип стартовых знаний Принцип индивидуализации Принцип индивидуализации Принцип идентификации Принцип идентификации Принцип регламентности обучения Принцип регламентности обучения Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения. Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения. 1 Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. [Электронный ресурс].-Режим доступа:
Структура ИОС Средства индивидуальной работы Средства коллективной работы Средства контроля Ресурсы Содержательный компонент Веб-технологии Электронная библиотека ЭУК по дисциплинам и курсам Форумы База преподавателей Управление правами доступа Календарный план База студентов Организационный компонент Содержательный компонент Методический компонент
Использование ИОС в учебном процессе Организация лекционных занятий, консультаций и семинаров с использованием технологии веб-конференций. Организация лекционных занятий, консультаций и семинаров с использованием технологии веб-конференций. Организация лекционных и практических занятий с использованием наглядных и методических материалов, размещенных в электронных учебных курсах (ЭУК). Организация лекционных и практических занятий с использованием наглядных и методических материалов, размещенных в электронных учебных курсах (ЭУК). Размещение теоретических материалов по дисциплине в ЭУК с целью осуществления информационной поддержки самостоятельной работы удаленного пользователя. Размещение теоретических материалов по дисциплине в ЭУК с целью осуществления информационной поддержки самостоятельной работы удаленного пользователя. Организация самостоятельной практической работы студентов и слушателей, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Организация самостоятельной практической работы студентов и слушателей, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Осуществление итогового и промежуточного контроля с помощью системы тестирования. Осуществление итогового и промежуточного контроля с помощью системы тестирования. Ведение бально-рейтинговой системы, анализа и отчетов по успеваемости и прохождению курса. Ведение бально-рейтинговой системы, анализа и отчетов по успеваемости и прохождению курса.
это целостная обучающая программная система : - основанная на использовании компьютерных технологий и средств Internet, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения; - ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам и управление процессом обучения; - включающая в себя информационную поддержку изучения дисциплин, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, моделирование с компьютерной визуализацией, групповую и индивидуальную работу и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи. Электронный учебный курс (ЭУК)
Подсистемы ЭУК Информационно-навигационная Содержательная Ресурсы Элементы индивидуальной практической работы Элементы групповой работы Диагностирующая
Возможности ЭУК создание и оперативное обновление базы учебно-методических материалов высокого качества,создание и оперативное обновление базы учебно-методических материалов высокого качества, организация индивидуальных траекторий обучения,организация индивидуальных траекторий обучения, удаленное консультирование, проверка и рецензирование работ,удаленное консультирование, проверка и рецензирование работ, организация коллективной работы,организация коллективной работы, проведение непрерывного мониторинга и контроля качества обученияпроведение непрерывного мониторинга и контроля качества обучения
Принципы построения ЭУК Деятельностный подход; Личностно-ориентированный подход; Интерактивность; Эргономика интерфейса; Открытость и гибкость; Модульность; Индивидуализация (адаптивность); Идентификация личности и регламентация доступа к курсу; Соблюдение авторских прав.
Требования Деятельностный подход («прочел» – «сделал»); Деятельностный подход («прочел» – «сделал»); Интерактивность в процессе учебы; Интерактивность в процессе учебы; Индивидуализация (адаптивность) в зависимости от стартового уровня знаний обучающегося. Учет психофизических особенностей обучаемых; Индивидуализация (адаптивность) в зависимости от стартового уровня знаний обучающегося. Учет психофизических особенностей обучаемых; Эргономика интерфейса; Эргономика интерфейса; Открытость и гибкость, возможность оперативного обновления; Открытость и гибкость, возможность оперативного обновления; Мотивационная и активностная составляющая; Мотивационная и активностная составляющая; Модульность построения (каждый фрагмент как минимум содержит целеполагающую, учебно- информационную и контрольную части); Модульность построения (каждый фрагмент как минимум содержит целеполагающую, учебно- информационную и контрольную части); Идентификация личности и регламентация допуска к комплексу; Идентификация личности и регламентация допуска к комплексу; Соблюдение авторских прав. Соблюдение авторских прав.
Требования к интерактивности Использовать разные режимы (он- и офф- лайн) и видов взаимодействия (один- к одному, один – ко многим, многие – ко многим) между студентами и преподавателем; Использовать разные режимы (он- и офф- лайн) и видов взаимодействия (один- к одному, один – ко многим, многие – ко многим) между студентами и преподавателем; Реализовать приватное общение (индивидуальное общение студента и преподавателя); Реализовать приватное общение (индивидуальное общение студента и преподавателя); Оперативно проверять и рецензировать работы возможность исправлять работу; Оперативно проверять и рецензировать работы возможность исправлять работу; Организовывать тематические форумы (виртуальные аудитории) могут и студенты и преподаватели; Организовывать тематические форумы (виртуальные аудитории) могут и студенты и преподаватели; Ограничивать аудиторию (закрытые форумы ); Ограничивать аудиторию (закрытые форумы ); Совместно создавать контент (вики, блоги, глоссарии); Совместно создавать контент (вики, блоги, глоссарии); Прикреплять файлы к сообщениям; Прикреплять файлы к сообщениям; Дублировать сообщения на е-почту пользователей; Дублировать сообщения на е-почту пользователей; Иметь возможность выборочной адресации сообщений участникам, рассылки. Иметь возможность выборочной адресации сообщений участникам, рассылки.
Выводы Для решения проблем стоящих перед современным образованием необходимо использование ИОС во всех формах организации учебного процесса Для решения проблем стоящих перед современным образованием необходимо использование ИОС во всех формах организации учебного процесса Проектировать образовательную среду следует на основе педагогических и методических принципов Проектировать образовательную среду следует на основе педагогических и методических принципов ЭУК как содержательный элемент ИОС имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые необходимо использовать в учебном процессе ЭУК как содержательный элемент ИОС имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые необходимо использовать в учебном процессе Большое внимание необходимо уделять обеспечению интерактивности ЭУК Большое внимание необходимо уделять обеспечению интерактивности ЭУК