Модернизация образования: критериальный подход в системе оценивания учащихся Ким. Э.В., Панасенкова О.А., Крылов А.И. Методическая лаборатория МИОО. 2008
Критерии – признаки, на основании которых осуществляется оценка Критерии – признаки, на основании которых осуществляется оценка Критериальный подход положен в основу государственных стандартов нового поколения и контрольно- измерительных материалов единого государственного экзамена
Объективность Понятность ученику, учителю, родителям Содержательность (возможность проверки на разных уровнях) Критериальный подход к оценке предполагает Критериальный подход к оценке предполагает 1. Четкую формулировку ожидаемых результатов по теме 2. Определение условий их проверки (тест, практическая работа, задание с развернутым ответом и др.) 3. Составление проверочных заданий Общие требования к оценке
Основная проблема при осуществлении критериального подхода - неумение четко сформулировать ожидаемый результат по теме Формулировка ожидаемых результатов всегда сообщает о том, что может сделать обучаемый. Она описывает процесс (отбирать доказательства, устанавливать соответствие) или результат действий ученика, соответствующие поставленной цели.
Технология осуществления критериального подхода Деление материала, подлежащего проверке, на смысловые блоки (единицы содержания). Тема «Население России». Единицы содержания: численность населения, размещение населения, естественное движение населения и др.
Технология осуществления критериального подхода Для каждого смыслового блока определяются требования к знаниям и умениям учащихся на базовом и повышенном уровнях. Численность населения: –Базовый уровень: называть численность населения России, сравнивать численность населения России с другими странами; –Повышенный уровень: давать оценочную характеристику влияния численности населения страны на её развитие. Объективному измерению поддаются наиболее простые знания и умения
Технология осуществления критериального подхода Каждое требование проверяется заданиями Единица содержания: Естественное движение населения России Ожидаемый результат: объяснять понятие «естественный прирост» Задания: 1. Напишите формулу, по которой определяется естественный прирост населения Определите по предложенным статистическим данным естественный прирост населения в разные годы. 3. Проанализируйте график «Изменение рождаемости и смертности в России в XX веке», назовите периоды с отрицательным и положительным приростом населения.
Технология осуществления критериального подхода В основу заданий ЕГЭ положен критериальный подход к оцениванию достижений ученика
демоверсия 2008 года
Технология осуществления критериального подхода в данном задании ЕГЭ Тема Тема «Виды изображения поверхности Земли» Единица содержания: условные знаки плана местности Ожидаемые результаты: уметь читать план местности Данное задание соответствует повышенному уровню, т.к. предполагает умение учащихся применять полученные знания на практике
Технология осуществления критериального подхода в данном задании ЕГЭ Ответ считается полным и правильным, если он содержит следующие высказывания: - для футбольного поля наиболее подходит участок 2 - участок 2 – ровный (вариант - без ям, впадин) - участок 2 – сухой (вариант - не заболоченный)