Круглый стол «Технологический форсайт и будущее российской науки» X Международный форум «Высокие технологии XXI века» 23 апреля 2009 г. На пути создания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Межрегиональный форум «Традиции и современность: роль СМИ в формировании и развитии базовых ценностей современного российского общества» 9 декабря 2008.
Advertisements

Научно-практическая конференция «Сложность и самоорганизация. Будущее мира и России» 27 ноября 2008 г. Субъект, рефлексия, совесть в российском контексте.
Проект: Трансдисциплинарная методология инновационного развития в России 17 февраля 2009 г. Клуб Инновационного Развития - КИР Субъектно-ориентированный.
19 марта 2012 г. Новые управленческие реалии и стратегии Рефлексивные технологии российского развития Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии РАН,
1 "Проблемы коммуникаций в инновационном развитии" Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии РАН, главный научный сотрудник
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Экономическое устройство России. Страны по достигнутому уровню экономического развития Промышленно развитые страны (США, Япония, Германия и другие державы.
Клуб инновационного развития 19 мая 2009 г. Тенденции развития математики в контексте научной рациональности Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии.
Сергей Кравцов, д.пед.н. доцент, директор Института управления образованием Российской академии образования Тренинговый Центр развитие кадрового потенциала.
И НДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Научно-образовательный центр.
СУБЕТТО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Президент Ноосферной общественной академии наук, Гранд-доктор философии, Полный профессор, доктор философских наук, доктор экономических.
Основные направления экспериментальной деятельности кафедры ГМП и ГВ в рамках реализации государственной молодежной политики в учреждениях НПО и СПО Главная.
Опыт, перспективы и трудности развития международных отношений кафедры психологии образования МПГУ Алексей Сергеевич Обухов заведующий кафедрой психологии.
29 января 2013г. Проблематизация проектной работы Лепский Владимир Евгеньевич Профессор кафедры «Истории и философии науки», доктор психологических
Выполнила: учитель начальных классов МОУ – лицей 21 г. Иванова Ранько Елена Алексеевна.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
1 Качество образования: результаты общероссийских и международных сравнительных исследований Министерство образования РФ Национальный Фонд подготовки кадров.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Об инновационной стратегии РАН д.э.н. В.В. Иванов.
Транксрипт:

Круглый стол «Технологический форсайт и будущее российской науки» X Международный форум «Высокие технологии XXI века» 23 апреля 2009 г. На пути создания методологии субъектно-ориентированного подхода к инновационному развитию Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии РАН, главный научный сотрудник, президент клуба инновационного развития доктор психологических наук

Призывы, документы, стратегии перехода на инновационный курс развития Результаты???

Признаки отсутствия НИС в России Технологически й уровень Инновационная активность НизкаяСредняяВысокая НизкийРоссия –– Средний Венгрия, Мексика, Новая Зеландия, Исландия, Канада,– Словакия, Турция, Чехия, Китай, Республика Корея Румыния, Словения Высокий Греция, Испания, Италия, Португалия Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Дания, Ирландия, Франция, Швейцария, Нидерланды Финляндия, Швеция США, Япония, Финляндия, Швеция Инновационная активность – Экономическая восприимчивость Инновационная продукция в России сегодня менее 1%. Этот же показатель в Финляндии – более 30%, в Италии, Португалии, Испании – от 10% до 20%. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает 0,3 – 0,5 % (для сравнения: доля США – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 17 %, Китая – 6 %).

Три сценария развития России и три группы субъектов Энерго-сырьевой Инновационный Инерционный

Три сценария – два общества Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года Энерго-сырьевойсценарий Общество потребления Сценарий инновационного развития Инеционный сценарий Хаос Общество развития Возрождение

Субъекты российских проектов? Оценка гражданами России степени своего влияния на то, что происходит в стране (по данным Левада-Центр) 62% Никакого влияния 35% Крайне слабое 3% Довольно большое

Используемая методология Функциональный подход к созданию НИС – не работает! Линейная модель (от фундаментальной науки к технологиям) – явно недостаточна! Нелинейная модель (поддержка субъектов инноваций) – слабо разработана и не используется! Проблема становления и сборки субъектов инновационного развития!

Формирование контуров Нового мирового порядка (70-е годы XX столетия) Идеологи: Римский клуб, Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия, фабрики мысли типа «Рэнд корпорейшн», «Институт Санта Фе» и др. «Институт Санта Фе» и др.Исполнители: МВФ, Всемирный банк, ВТО и др.

Исходная посылки технологии «управляемого хаоса» Стивен Манн прямо говорит о необходимости «усиления эксплуатации критичности» и «создании хаоса» как инструментах обеспечения национальных интересов США. Согласно С.Манну, существуют следующие средства создания хаоса на той или иной территории: · содействие либеральной демократии; · поддержка рыночных реформ; · повышение жизненных стандартов у населения, прежде всего в элите; · вытеснение ценностей и идеологии. населения, прежде всего в элите; · вытеснение ценностей и идеологии.

Обобщенная схема технологии «управляемого хаоса» I этап. Предварительная подготовка к организации хаоса, предпочтительно в условиях возникновения острых политических и экономических кризисов (формирования сети агентов влияния для создания и последующего преодоления хаоса). II этап. Организация «управляемого хаоса» (бессубъектности). Нейтрализация целеустремленности. Блокировка рефлексии. Трансформация социально значимых коммуникативных связей. Свертывание социальности. Ограничение возможностей развития. III этап. Формирование новой организованности для внешней управляемости. Создание управляемой властной элиты. Дальнейшее оболванивание населения. IV этап. Частичная потеря внешней управляемости. IV этап. Частичная потеря внешней управляемости. V этап. Антикризисная самоорганизация или дальнейшая V этап. Антикризисная самоорганизация или дальнейшаяколонизация?

Дескриптивная модель субъектов инновационного развития Целеустремленность РефлексивностьКоммуникативность СоциальностьСпособность к развитию Способность к самоорганизации Открытость Креативность Непрерывное обучение Идентичность Ответственность Свобода Этичность Духовность

Первоочередные задачи инновационного развития (субъектный подход) Развитие методологии инновационного развития (гармония линейной и нелинейной парадигм) Развитие методологии инновационного развития (гармония линейной и нелинейной парадигм) От технопарков к средам инновационного развития. От технопарков к средам инновационного развития. Становление инновационной элиты как авангарда всех видов элит. Создание двухконтурных систем управления инновационным развитием (государственной и общественно-государственной) с единым центром и др. Формирование инновационной миссии России, инновационного мировоззрения, инновационной стратегии и др. Формирование инновационной миссии России, инновационного мировоззрения, инновационной стратегии и др.

На пути становления субъектов инновационного развития Философский конструктивизм: 1. Множественность субъектных реальностей проблемы и понимания субъектов, живущих в разных мирах. 1. Множественность субъектных реальностей проблемы и понимания субъектов, живущих в разных мирах. 2. Субъекты не отражают, а создают реальности. 2. Субъекты не отражают, а создают реальности. Свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который управляется и контролируется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. Взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнеров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

Преодоление экономического и финансового редукционизма В современном мире все более возрастают тенденции к самодостаточности экономических, и прежде всего финансовых, процессов, тогда как собственно социальное начало становится все менее значимым. По утверждению А.С.Панарина, мировая финансовая элита вышла из системы национального консенсуса и образовала олигархический интернационал, преследующий собственные интересы, отличные от интересов своих народов. Социальная справедливость, равенство, признание права на труд как основного права человека и гражданина, оценка личности по количеству и качеству труда («по трудам Вашим, да воздастся Вам») – это и есть социализм. Именно этих взглядов придерживались и придерживаются прогрессивные деятели человечества на различных этапах развития общества.

От рациональности общества потребления к духовному развитию Представление об "обществе потребления" как безальтернативной и прогрессивной модели общества. Куда приведет эта гонка в условиях ограниченных ресурсов планеты? В.И. Вернадский видел эволюцию как процесс, стремящийся через геосферу и биосферу к ноосфере, через материю и возникновение живого к духовному, к возрастающему одухотворению мира. В.А. Лефевр призывает к доминанте первой этической системы, в которой недопустимо «зло» даже в интересах «добра» (цель не оправдывает средства), и ведущей оказывается ориентация на сотрудничество, а не на конфликт. Академик А.А.Гусейнов отмечает возрастающее в современном мире влияние организации социальной среды на моральные качества человека. Этика ненасилия ориентирована на бесконечность человеческого развития.

Научно-исследовательские цели проекта КИР Разработка мировоззренческих основ и методологии социогуманитарного обеспечения инновационного развития. Разработка мировоззренческих основ и методологии социогуманитарного обеспечения инновационного развития. Разработка концептуальной модели формирования ответственной инновационной элиты. Разработка концептуальной модели формирования ответственной инновационной элиты. Создание экспериментального стенда («креативной среды») для обеспечения научных исследований социогуманитарного обеспечения инновационного развития. Создание экспериментального стенда («креативной среды») для обеспечения научных исследований социогуманитарного обеспечения инновационного развития.

Практико-ориентированныецели проекта КИР Практико-ориентированные цели проекта КИР 1. Создание на основе Клуба опытного образца креативной среды формирования ответственной инновационной элиты. 2. Создание условий для «открытия социальных лифтов» для творческой высокообразованной молодежи и преодоления «утечки российских мозгов». 3. Разработка технологий социогуманитарного обеспечения инновационного развития. 4. Создание Клуба как базы для разработки опытного образца многоцелевой системы социогуманитарного обеспечения инновационного развития на основе междисциплинарной социальной сети с широким привлечением высокообразованной молодежи и ведущих специалистов страны. 5. Анализ, обобщение и распространение результатов проектной работы в интересах совершенствования национальной инновационной системы и перевода страны с сырьевого на инновационный путь развития.

Руководители КИР Президент клуба: - Институт философии РАН, главный научный сотрудник, доктор психологических наук. Лепский Владимир Евгеньевич - Институт философии РАН, главный научный сотрудник, доктор психологических наук. Вице-президенты клуба: – Институт философии РАН, заведующий отделом, доктор философских наук. Аршинов Владимир Иванович – Институт философии РАН, заведующий отделом, доктор философских наук. – Институт философии РАН, заведующий кафедрой «Истории и философии науки», доктор философских наук. Васюков Владимир Леонидович – Институт философии РАН, заведующий кафедрой «Истории и философии науки», доктор философских наук. – Высшая школа экономики, заведующий кафедрой «Мировой политики», первый заместитель декана факультета «Мировой экономики и мировой политики», доктор политических наук. Кортунов Сергей Вадимович – Высшая школа экономики, заведующий кафедрой «Мировой политики», первый заместитель декана факультета «Мировой экономики и мировой политики», доктор политических наук. – Институт прикладной математики РАН, заместитель директора по научной работе, доктор физико- математических наук. Малинецкий Георгий Геннадиевич – Институт прикладной математики РАН, заместитель директора по научной работе, доктор физико- математических наук. – Российский фонд развития высоких технологий, директор Провинцев Павел Михайлович – Российский фонд развития высоких технологий, директор – Институт экономики РАН, заместитель директора по научной работе, доктор экономических наук. Сильверстов Сергей Николаевич – Институт экономики РАН, заместитель директора по научной работе, доктор экономических наук.

Клуб Инновационного развития (КИР) на базе Института философии РАН Список стартовых проектов 1. «Трансдисциплинарная методология инновационного развития России» 2. «Настоящее и будущее математики в России» 3. «Настоящее и будущее биотехнологий в России» 4. «Настоящее и будущее нанотехнологий в России»

Круглый стол «Технологический форсайт и будущее российской науки» X Международный форум «Высокие технологии XXI века» 23 апреля 2009 г. На пути создания методологии субъектно-ориентированного подхода к инновационному развитию Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии РАН, главный научный сотрудник, президент клуба инновационного развития доктор психологических наук