Домашнее задание: § 1 © Ковалькова Н.Н 1. Стиль барокко 2. Архитектурные ансамбли Рима 3. Архитектурные ансамбли Петербурга
Знать даты: Знать персоналии: Знать термины Барокко, реализм, классицизм, романтизм
Барокко: 1. от итальянского baruecco жемчужина неправильной формы; 2. от итальянского barocco грубый, неуклюжий, фальшивый. 1. Стиль барокко
борьба феодальных и капиталистических отношений борьба феодальных и капиталистических отношений централизация государственной власти и образование национальных государств централизация государственной власти и образование национальных государств неравномерность развития : неравномерность развития : в Голландии уже сложились буржуазные отношения; в Англии буржуазная революция; во Франции расцвет абсолютизма; в Италии контрреформация; в Германии сохраняется феодальная раздробленность 1. Стиль барокко Исторические предпосылки возникновения: Исторические предпосылки возникновения:
Раскол церкви на протестантов и католиков Раскол церкви на протестантов и католиков Борьба религиозного и светского начал Борьба религиозного и светского начал Развитие науки: географическое познание Земли, развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи Развитие науки: географическое познание Земли, развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал жизни Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал жизни 1. Стиль барокко Переход от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе Просвещения (XVIII в.) Переход от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе Просвещения (XVIII в.)
Осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой. Осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой. Происходит расслоение человека: Происходит расслоение человека: на частного и родового, на частного и родового, на личностного и сословного, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно- всеобщего на эмпирического и абстрактно- всеобщего 1. Стиль барокко Трагический гуманизм Трагический гуманизм
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли, Сосуд свирепой боли, Арена всех скорбей, превратностей поток, Фортуны легкий мяч, болотный огонек, Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле. 1. Стиль барокко
Что смерть благочестивым? Ключи от жизни вечной, Времен граница лживых, На поле битвы мир, Идущий к солнцу путник, Идущий к солнцу путник, Блаженства вечный пир, В пути к отчизне спутник, В пути к отчизне спутник, Пожатие десницы, Пылающее пламя, Пылающее пламя, И райские зарницы, И райские зарницы, Горящие над нами. Горящие над нами. Хофмансвальдау. Смерть 1. Стиль барокко Противопоставление жизни и смерти
Игралище времен, непостоянный род, На сцене бытия в преддверии утраты На сцене бытия в преддверии утраты Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты, Тому дырявый кров; кто царствует, кто ткет. Тому дырявый кров; кто царствует, кто ткет. Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет Сметает новый день и завтра в бездну канет Зеленая листва поблекнет и увянет, И острие меча на нежный шелк падет. Грифиус. Подобье нашей жизни 1. Стиль барокко Противопоставление на уровне пространства и времени
тематика мученичества тематика мученичества повышенная эмоциональность повышенная эмоциональность большое значение иррациональных эффектов, элементов большое значение иррациональных эффектов, элементов яркая контрастность, эмоциональность образов; яркая контрастность, эмоциональность образов; динамизм (мир барокко мир, в котором нет покоя Бунин) динамизм (мир барокко мир, в котором нет покоя Бунин) тяготение к обобщающим и связывающим формам: (в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; в живописи отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание бесконечности пространства; в музыке создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера) тяготение к обобщающим и связывающим формам: (в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; в живописи отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание бесконечности пространства; в музыке создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера) 1. Стиль барокко Специфические черты барокко: Специфические черты барокко:
Часто встречаются развернутые масштабные колоннады Часто встречаются развернутые масштабные колоннады изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме Характерные детали барокко атлант, кариатида Характерные детали барокко атлант, кариатида 1. Стиль барокко Специфические черты барокко: Специфические черты барокко:
Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro). (итал. Basilica di San Pietro). Архитекторы – Д.Браманте, Рафаэль, Микеланджело… 2. Архитектурные ансамбли Рима С обор Святого Петра
Архитектор Джованни Лоренцо Бернини 2. Архитектурные ансамбли Рима Площадь перед Собором св. Петра Дж. Лоренцо Бернини Дж. Лоренцо Бернини( гг)
Пьяцца Сан-Пьетро в Риме Архитектор Джованни Лоренцо Бернини 2. Архитектурные ансамбли Рима Площадь перед Собором св. Петра
Вид на Зимний Дворец с Дворцовой площади Зимний дворец с 1732 года до года - официальная зимняя резиденция российских императоров годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. 3. Архитектурные ансамбли Петербурга Зимний дворец, елизаветинское барокко
Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли ( ), обрусевшего итальянца. Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение. 3. Архитектурные ансамбли Петербурга Зимний дворец, елизаветинское барокко Франческо Бартоломео Растрелли ( гг) Франческо Бартоломео Растрелли ( гг)
Главный фасад. архитектор Б. Ф. Растрелли. архитектор Б. Ф. Растрелли. 3. Архитектурные ансамбли Петербурга Зимний дворец, елизаветинское барокко Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади.
Фасад, обращенный к Неве Фасад, обращенный к Неве архитектор Б. Ф. Растрелли. архитектор Б. Ф. Растрелли. 3. Архитектурные ансамбли Петербурга Зимний дворец, елизаветинское барокко Здание дворца имеет более 1000 комнат. Здание дворца имеет более 1000 комнат. Высота здания составляет 22 метра. Высота здания составляет 22 метра.
Екатерининский дворец в Царском Селе Екатерининский дворец в Царском Селе архитектор Б. Ф. Растрелли. архитектор Б. Ф. Растрелли. 3. Архитектурные ансамбли Петербурга Екатерининский дворец, елизаветинское барокко Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка. Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.
Вид со стороны парадного двора архитектор Б. Ф. Растрелли. архитектор Б. Ф. Растрелли. 3. Архитектурные ансамбли Петербурга 30 июля 1756 года состоялась презентация 325- метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325- метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям. Екатерининский дворец, елизаветинское барокко
Большой Петергофский дворец Большой Петергофский дворец архитектор Б. Ф. Растрелли. архитектор Б. Ф. Растрелли. 3. Архитектурные ансамбли Петербурга Петергоф, елизаветинское барокко Построен по модели Версаля. Имеет30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.
Танцевальный зал Танцевальный зал архитектор Б. Ф. Растрелли. архитектор Б. Ф. Растрелли. 3. Архитектурные ансамбли Петербурга Петергоф, елизаветинское барокко Для интерьеров, созданных гением Растрелли характерно обилие деревянной золоченой резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках.
Панорама Нижнего парка от Большого Петергофского дворца Панорама Нижнего парка от Большого Петергофского дворца архитектор Б. Ф. Растрелли. архитектор Б. Ф. Растрелли. 3. Архитектурные ансамбли Петербурга Петергоф, елизаветинское барокко
Лети душа, лети, долой пределы Земного бытия, круг жизни разорви, Отбрось утехи дальнего удела, Отбрось утехи дальнего удела, Тяжелое ярмо земной любви. Душе легко, открыты небеса, Душе легко, открыты небеса, Там обручились вечность и краса. фон Хоффмансвальдау. Мир