Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, т.е. передача опыта, мастерства, искусства путём прямого и комментируемого показа приёмов работы, вид профессионального объединения, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей-учеников М.М.Поташник
В целях достижения системных эффектов в образовании посредством активного распространения педагогического опыта необходимо всемерное усиление работы по его технологичному представлению педагогическому сообществу на муниципальном, региональном и федеральном уровнях с учетом принципа распределенности в работе с информационными ресурсами, а также гуманитарной специфики процессов представления и распространения педагогического опыта.
Выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта предполагает, что приоритетным признаком в оценке качества работы учителя и образовательного учреждения становится совокупность, включающая в себя инновационность, наличие в опыте современных технологических подходов, научно-объективную оценку процесса и результата деятельности
Мастер – класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер – класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на « практических » действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Мастер – класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Важнейшие особенности мастер-класса: новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; создание условий для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса; формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Мастер - класс ? Открытый урок ? Внеклассное мероприятие ? Творческий отчёт ? Презентация опыта ? Публичная лекция ? Заседание МО ? Открытая дискуссия ? Форма курсовой методической работы
Основные элементы технологии проведения мастер- класса, методические приёмы : индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, инсайт, афиширование, творческое конструирование знания, рефлексия
Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация (индуктор, индукция) - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого, определённое психическое состояние субъекта (участника) – «вопросное». Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Социоконструкция - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.).
Социализация - сопоставление, сверка, оценка, коррекция участником его индивидуальных характеристик, социальная проба.
Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
«Озарение», «инсайт», «понимание» - себя, других, приема, метода, технологии, внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником.
Показатели качества подготовки и проведения мастер-класса Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации ( « разрыва » ), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции). Артистичность. Индивидуальный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Литература Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно- методическое пособие. – М. : АПКиППРО, – 168 с. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, с. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, с. Машуков. А.В., руководитель отдела организационно-методического обеспечения конкурсов профессионального мастерства и олимпиадного движения, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области – 2004»; под ред. А.Г. Обоскалова. Организация и проведение мастер- классов. Методические рекомендации. – Челябинск, – 13 с.
Адрес: Строителей, 29. Адрес электронной почты: Информация о деятельности филиала - на странице Череповецкого филиала ГОУ ДПО «ВИРО» сайта управления образования мэрии г. Череповца. Череповецкий филиал ГОУ ДПО «ВИРО»