«Театральная педагогика как средство создания эстетической, воспитательно– образовательной среды в современном социуме». публичная презентация результатов педагогической деятельности учителя игрового тренинга МОУ СОШ 2 г. Тамбова Третьяковой Л. П.
Социальная потребность в подготовке нового поколения к жизни позволяет рассматривать школу как часть социума, где в воспитательно- образовательной среде ребенок формируется как личность. Среда воспитания и образования личности играет важную роль в сохранении и развитии индивидуальности обучающего, создает условия накопления и реализации его творческого потенциала. Использование в этой среде методов театральной педагогики делает процесс более результативным.
Учебно-воспитательный процесс классов с углубленным изучением эстетических предметов и классов художественно – эстетического профиля ориентирован на создание творческих условий для обучения, воспитания и развития личности ребенка.
Фундамент театрального искусства - высокохудожественная драматургия, педагогические принципы театральной педагогики, основанные на системе К. С. Станиславского, позволяют формировать приоритетные качества личности такие, как: коммуникативность, креативность, альтруизм, положительную мотивацию к процессу познания. Созданная таким образом эстетическая воспитательно- образовательная среда посредством театральной педагогики призвана помочь ребенку преодолеть внутренние преграды, освободиться от комплексов и почувствовать собственную значимость, нацелить его на овладение способами выражения себя в социуме, самореализации, сформировать эстетическое отношение к действительности.
Центральное место в этой среде отводится курсу «Игровой тренинг». Он рассчитан на 11-летнее обучение, развитие и воспитание потребности к самостоятельному творчеству через положительную динамику внутренней психотехники (внимания, воображения, памяти, чувства ритма, логики и последовательности и т. д.) и формированию физической свободы (пластичности) в процессе овладения технологической основой театрального искусства.
На первом этапе обучения (начальная школа) основной формой и методом работы является игра. Она служит средством постоянного моделирования личности ребенка, дает возможность войти в мир другого человека, примерить на себя переживания, поступки и лики других, сохраняя при этом способность отстранненого восприятия себя. «…Каков ребенок в игре, таков он и будет в работе, когда вырастет…Игра – своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается воля, выдержка, активность, находчивость. Игра – это школа общения» ( А. С. Макаренко). Умело используя наглядно-образное мышление учащихся, синтезивный характер психики ребенка этого возраста, учителя игрового тренинга применяют игровые формы и методы работы, сбалансированную систему упражнений и творческих заданий (урок-путешествие, урок-фантазия, упражнение на «зерно» животного, игрушки, превращение и т. д.).
В течение первых 4-х лет обучения создают свою гибкую, дифференцированную методику, успешно сочетая общепедагогические и творческие задачи обучения. Это- сохранение в ребенке его индивидуальной природы, любопытства к новому, свободы самовыражения в игре в новое, создание нового, построение образовательного процесса как режиссерской игры, формирование на основе творческого опыта ребенка игрового, многовариантного мышления. Творческий опыт учащихся начальной школы накапливается в результате создания с помощью педагогов игровых образов персонажей в различных формах учебно- творческих работ: инсценированном стихотворении ( «Как сделать утро волшебным» О. Дриз ), инсценированной песне («Айболит» О. Егоровой), инсценированной сказке («Краденое солнце», «Мойдодыр», «Бармалей» К. Чуковского), в учебных игровых этюдах и упражнениях («Птичий двор», «Манекены»).
Подростковый возраст- тот критический период, когда закладываются основы в формировании моральных и социальных установок личности, в сферах «я», «я и другие», «я и среда», актуальными становятся вопросы самоопределения и самореализации. Именно в этом возрасте закладываются основы профессионализма, серьезный подход к искусству. Поэтому обучение на 2 ступени (5-9 классы) строится на соединении освоения сценической грамоты (как практической, так и посильно теоретической) с нравственным воспитанием, эстетическим просвещением, развитием культурного потенциала учащихся. Коллективная учебно–творческая работа (композиция, отрывок из спектакля, спектакль) выходит на первый план. В процессе выполнения которой (анализ произведения, общий замысел работы, творческое сценическое решение образа роли), дети учатся находить тему, идею произведения, ставить задачи и сообща их решать, добиваясь намеченной цели. Каждый ребенок выполняет творческое задание: придумать, скомбинировать, сочинить. Главный принцип этого периода обучения – сотворчество ребенка и педагога, который проявляется самостоятельностью, инициативностью ученика в поиске решений творческих задач, предлагаемых педагогом (приспособлений, линии физических действий персонажей, сочинение сценарной основы этюдов на свободные темы и т. д.)
Сказочный мир спектакля наиболее адекватен детскому сознанию как путь постижения нравственных основ жизни, которые для ребенка являются определяющими при построении его работы над образом. Возникает новая форма игровой деятельности – школьный учебный театр (ШУТ). Репертуарная политика ШУТа строится на выборе и постановке высокохудожественных произведений русской и зарубежной классики и современности: Д. Аверкиев «Каширская старина», «Комедия о Фроле Скобееве», А. Н. Толстой «Приключения Буратино», Г. - Х. Андерсен «Дюймовочка» и т. д.
Процесс создания спектакля был бы неосуществим, если к этому времени не сложился коллектив единомышленников, сплоченных и заинтересованных общей целью, не сформировалась осознанная ответственность перед поставленными творческими задачами: подобрать музыку, придумать, сделать декорацию, костюм, направить и зафиксировать свет и т. д. В сценических условиях спектакля осваиваются закономерности человеческого поведения, формируются навыки анализа человеческих поступков, взаимоотношений между людьми, гражданская позиция школьника. Развитие художественного восприятия в реализации собственного творческого замысла школьника по созданию образа роли создает фундамент духовно – нравственного, эстетического потенциала личности.
На 3 этапе обучения (10-11 классы) обучающему не только предоставляется возможность реализации своего интереса к театру, но и уточняется его готовность и способность к выбору профессий, входящих в сферу театрального искусства. Особая роль отводится проявлению самостоятельного творчества обучающихся, самопознанию личности через самовыражение в различных видах искусства. Театр – искусство синтетическое, вбирает и синтезирует в себе такие виды искусства как литература, музыка, танец, живопись, архитектура и т. д. И поэтому профессиональная ориентация наиболее одаренных учащихся – одна из важнейших задач этого периода обучения.
Тематическая направленность курса на раскрытие тайн профессий: актер, режиссер, театральный художник, театровед и т. д. на примере отдельных личностей в истории развитии театра и технологий создания сценических произведений не только обогащает знания учащихся, но и нацеливает их на формирование эстетических потребностей и вкуса. Огромное внимание уделяется работе учебного театра, созданию более целостных постановок, литературно-музыкальных композиций, учебных спектаклей, раскрытию художественного образа произведения, сверхзадачи автора. Работа над учебно–творческим материалом, спектаклем (А. Н. Островский «Снегурочка», У. Шекспир «Сон в летнюю ночь», А. С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан», Т. Дрозд «Это, девушки, война!» и т. д.) развивает умения быть полезным членом коллектива, способствует накоплению знаний жизненных ситуаций, формированию мировоззрения, навыков общения, социальной активности, которую можно применить в любом роде человеческой деятельности.
Результативность обучения в театральных классах определяется как профессиональным определением в сфере искусства, так и запуском механизма развития креативных, коммуникативных качеств личности, востребованных в дальнейшей жизни человека. Театральная педагогика адаптирует ребенка к социуму. Направление воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания, поведения личности - основная сверхзадача учебно- воспитательного процесса в театральных классах.