Тезисы и доклад на студенческой научной конференции Агафонова Ирина Николаевна, канд.психол.наук, доц. каф. психологии
Тезисы и доклад Актуальность (почему это стоит сделать?) Понятие и структура (что это такое и из чего состоит?) Процедура, особенности и приемы (Как?)
Актуальность (почему это стоит сделать?) Тот, кто знает «как», всегда найдет работу, а тот, кто знает «почему» всегда будет его боссом Джон Максвелл - один из ведущих экспертов по вопросам лидерства, автор 24 книг
Основная цель тезисов и доклада – представить сообществу результаты своей работы и побудить людей высказать свои мысли по поводу этой работы, а также …………..
Тезисы Доклад Письменная речь Устная речь
Общее Особенности Базовое содержание, логика, структура, научность, обоснованность, корректность Коммуникатор (скрыт или личностно представлен, т.е. опосредованный или непосредственный контакт) Реципиент (читатель или зритель, слушатель)
Тезисы – краткое (1-4 стр.), логически связанное изложение основных идей доклада Тезисы К постановке проблемы (вопроса) – на основе анализа литературы О результатах собственного исследования О методе (методике) исследования
Ориентировочная структура тезисов типа «К постановке проблемы (вопроса)» 1.Актуальность темы. 2.Цель работы (поставить проблему/задачу). 3.Обзор и анализ существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области. 4. Собственная позиция (мнение) автора по теме. 5.Предполагаемое исследование (постановка вопроса). 6.Выводы и заключение (обобщение, новизна постановки вопроса, практическая значимость).
Ориентировочная структура тезисов типа «О результатах исследования» 1. Актуальность, проблема 2.Цель работы. 3.Гипотеза. 4.Примененные методы (методики). 5.Параметры выборки. 6.Полученные результаты (все, основные, отдельные, сопутствующие…). 7.Анализ и интерпретация. 8.Выводы и заключение (обобщение, новизна полученных результатов, практическая значимость, перспективы).
Ориентировочная структура тезисов типа «О методах (методике) исследования» 1.Актуальность (проблемы, для решения которой необходима разрабатываемая методика). 2.Краткое описание существующих методик, показ их ограничений и обоснование применения (разработки) других (новых). 3. Цель работы. 4.Обоснование возможности применения нового (другого) метода или описание предлагаемой методики. 5.Описание результатов применения. 6.Оценка преимуществ и ограничений новой методики. 7.Выводы и заключение (обобщение, новизна полученных результатов, их соотнесение с уже имеющимися, практическая значимость, перспективы).
Процедура написания тезисов 1.Ознакомьтесь с объявлением о конференции и требованиям к оформлению тезисов. 2.Определитесь, к какому типу будут относиться ваши тезисы и выберите соответствующую структуру. 3. Представьте себе, что будет основным результатом или выводом вашей работы. 4.Подберите рабочее название тезисам, учитывая: выбранный тип тезисов; основной результат/вывод вашей работы и ее фактическое содержание, которое будет описано в тезисах; название конференции, в которой предполагается участие. 5.Напишите в соответствии с ориентировочной структурой. 6.Прочитайте написанное и проверьте: логичность, научность, обоснованность, корректность, полноту соответствия требованиям к оформлению. 7. Имея запас времени, покажите их своим знакомым, научному руководителю, чтобы внести необходимую коррекцию. 8.Отправьте готовые тезисы в оргкомитет конференции.
Научный (академический) стиль Уважительность (не «данная теория устарела», а «автор поставил проблему, но в современном меняющемся мире …) Обоснованность (не «как известно», «психологи показали…), а конкретные ссылки на авторов, теории, позиции, эксперименты (свои или чужие)(Как пишет, считает, доказал, полагает Х …) Корректность (этика) – четкое разделение результатов своей и чужой работы, беспристрастность, личностная отстраненность в представлении результатов своей работы (полученные в исследовании материалы позволяют…. Проведенный (нами) анализ свидетельствует…… Практическая значимость полученных результатов состоит в …. Мы (с нашей точки зрения.., наша позиция…) Логичность (во-первых, отсюда следует, обобщая, однако, тем не менее, вместе с тем, следует отметить...), ясность (для реципиента – слова и сложность предложений), точность (в использовании терминов и понятий, определения)
Доклад: привлечение внимания Продуманный первый слайд презентации Обращение Контакт глаз Позитивная мимика Уверенная пантомимика и интонация Выбор места
Доклад: привлечение интереса В формулировку актуальности включить, в чем может быть личный интерес слушателей, в какой ситуации могут использовать?
Доклад: поддержание интереса и активной мыслительной деятельности Презентация (образы, схемы, диаграммы, логика, динамика, юмор, оформление) Соответствующая невербальная коммуникация (все составляющие!!!) Речь логичная, понятная, средний темп, интонационная выразительность Разговорный стиль Личностная вовлеченность Образные примеры Обращение к личному опыту Юмор Цитаты Временное соответствие Все это посредством подготовки и тренировки!
Доклад: завершение Обобщение Метафора, цитата Побуждение к действию
Доклад: последний слайд Спасибо за внимание !