IT-аудит как составная часть проекта автоматизации деятельности предприятия
Назначение ИТ-аудита бизнес-процессов
Информационный аудит бизнес-процессов Оценка бизнес-процессов процессов предприятия: степени удовлетворенности пользователя (Заказчика); соответствия информационных систем требованиям, предъявляемым к бизнес-процессам. ИТ-аудит бизнес-процессов
Область применения ИТ-аудита бизнес-процессов Построение системы бизнес-процессов, повышение их эффективности, реинжиниринг бизнес-процессов; Создание/модернизация интегрированных систем управления предприятия; Создание системы менеджмента качества предприятия. ИТ-аудит бизнес-процессов
Когда нужен ИТ-аудит бизнес-процессов Бизнес-процессы не регламентированы; Появляются новые направления бизнеса; На предприятии уже внедрены информационные системы; Предприятие является распределенной структурой; Не развиты коммуникации между отделами (службами или подразделениями); Отсутствует стратегия развития информационных систем предприятия. ИТ-аудит бизнес-процессов
Задачи ИТ-аудита бизнес-процессов ИТ-аудит бизнес-процессов Определение степенирегламентации Определение степени их регламентации, эффективности и удовлетворенности пользователей Получение информации о бизнес-процессах Определение степениавтоматизации бизнес- процессов. Аудит информационных систем (ИС) Определение степени автоматизации бизнес- процессов. Аудит информационных систем (ИС)
Результаты проведения работ ИТ-аудит бизнес-процессов Регламенты выполнения БП Информационная модель БП Требования к ИС (ТЗ)
АудитАудит ИТ-аудитИТ-аудит ИТ-аудит бизнес-процессов ДиагностикаДиагностика Формирование требований к ИС Формирование требований к ИС Создание образца ИС (доработка) (доработка) Опытная эксплуатация ИС Запуск ИС в продуктивную эксплуатацию Описание БП и ИС «как есть» Регламенты БП «как должно быть» Информационная модель Требования к ИС Регламенты БП Информационная модель Регламенты БП
Эффекты ИТ-аудита Выстроить эффективные бизнес-процессы; Выстроить эффективные бизнес-процессы; Сохранить уже вложенные в IT средства; Сохранить уже вложенные в IT средства; Использовать преимущества IT для стратегического развития. Использовать преимущества IT для стратегического развития. Преимущества ИТ-аудита бизнес-процессов
Для руководства Соответствие IT планам развития компании; Сформированная сеть бизнес-процессов; Профессиональный консалтинг и несколько вариантов развития IT для бизнеса; Регламентация бизнес-процессов; Оптимизация бюджета IT, сохранение инвестиций в IT. Преимущества ИТ-аудита бизнес-процессов
Для работников IT-отдела Четкий план развития IT, имеющий поддержку топ-менеджмента; Поддержка внедрения IT системой регламентов бизнес-процессов. Для сотрудников Регламентация деятельности; Понимание направления развития процессов; Понимание целей внедрения IT, их поддержка. Преимущества ИТ-аудита бизнес-процессов
Методы ИТ-аудита бизнес-процессов Анализ существующей документации по бизнес-процессам; Интервьюирование; Обеспечение вовлеченности в проект заказчика; Проведение тренингов; Презентация; Документирование результатов. Методика ИТ-аудита бизнес-процессов
Руководитель проекта ВладелецпроцессаВладелецпроцесса Директор проекта Руководитель проекта Зам.руков.проекта Зам.руков.проекта Директор проекта ВладелецпроцессаВладелецпроцесса СпециалистыСпециалисты КонсультантКонсультант Рабочая группа СпециалистыСпециалисты КонсультантКонсультант … … Управление проектом
Методика ИТ-аудита бизнес-процессов Этапы проведения работ 1 Проведение организационного совещания. Формирование перечня бизнес-процессов и направлений развития. 2 Организация рабочих групп Организация рабочих групп по бизнес-процессам (БП). Выполнение аудита. 3 Разработка документа Разработка проекта документа «Регламент выполнения БП». 4 Проведение тренингов по согласованию сквозных функций БП. 5 Согласование и утверждение документа Согласование и утверждение документа «Регламент выполнения БП». 6 Описание информационной модели Описание информационной модели бизнес-процессов.
Практика проведения ИТ-аудита
Заказчик Дочернее общество ОАО «Газпром» - ООО «Газпром трансгаз Казань», в составе которого 25 структурных подразделений. В дочернем обществе эксплуатируется Информационно- управляющая система (ИУС), архитектура которой построена по принципу распределенных баз данных. Автоматизация проводилась поэтапно. Часть процессов не автоматизирована. Практика проведения ИТ-аудита
Бизнес-цели проекта Дать качественную оценку степени регламентации и автоматизации бизнес-процессов, выявить направления повышения эффективности процессов, определить направления развития ИУС общества, повысить «интеграцию» бизнес-процессов общества. IT-цели проекта Сформировать требования к ИУС с учетом требований сквозных бизнес-процессов, сформировать требования к интеграции компонентов ИУС. Практика проведения ИТ-аудита
Этап 1. Проведение организационного совещания На совещании при поддержке топ-менеджмента сформирована сеть бизнес-процессов, определены направления развития бизнес-процессов Работы: Практика проведения ИТ-аудита
Процесс проведения работы по группам Формулируются существующие проблемы – симптомы Определяются причины, породившие указанные проблемы Формулировани е целей - результатов, которое Общество хочет достичь Формулирование перечня задач – эффектов, для достижения поставленныхцелей Определение ресурсов – состава работ для достижения поставленных целей Рабочие группы совместно с консультантами Текущее состояние «как есть» Желаемое состояние «как должно быть» Практика проведения ИТ-аудита
Этап 2. Аудит бизнес-процессов На данном этапе проанализировано состояние процессов «как есть»; Сформирована низкоуровневая сеть процессов; Проведен аудит состояния автоматизации бизнес-процессов. Работы Практика проведения ИТ-аудита
Описание бизнес-процессов «как есть»
Практика проведения ИТ-аудита Схемы бизнес-процессов «как есть»
Этап 3. Разработка проекта документа «Регламент выполнения бизнес-процесса» Разработан проект регламентов выполнения бизнес-процессов; Согласован проект регламентов владельцами процессов. Работы: Практика проведения ИТ-аудита
Регламент выполнения бизнес-процессов
Практика проведения ИТ-аудита Технологическая карта выполнения бизнес-процессов
Практика проведения ИТ-аудита Технологическая карта выполнения бизнес-процессов
Практика проведения ИТ-аудита Матрица функций бизнес-процессов
Этап 4. Проведение тренинга Работы: Проведены тренинги внутри рабочих групп с целью согласовать содержание регламента; Проведены совместные тренинги между рабочими группами с целью согласовать регламенты смежных бизнес-процессов. Практика проведения ИТ-аудита
Протокол проведения тренингов
Этап 5. Согласование и утверждение документа «Регламент выполнения бизнес-процесса» Работы: Сформирована итоговая версия документов (регламентов); Утвержден регламент выполнения бизнес-процессов на совещании. Практика проведения ИТ-аудита
Этап 6. Описание информационной модели бизнес-процессов Работы: Разработан документ «Описание информационной модели бизнес-процессов» на основании регламентов; Разработаны требования к информационным системам. Практика проведения ИТ-аудита
Описание информационной бизнес-модели
Результаты работ: Концепция развития ИУС ООО «Газпром трансгаз Казань»; Регламенты выполнения бизнес-процессов; Информационная модель бизнес-процессов; Техническое задание на развитие ИУС. ИТ-аудит бизнес-процессов
Коротко о нас, НТЦ ФС
Консалтинг в области построения систем управления предприятием, формирования консолидированной отчетности для холдинговых структур; Методологическое обеспечение проектов – диагностика бизнес- процессов, разработка регламентов выполнения бизнес-процессов, разработка учетных методик, постановка систем управления финансами; Разработка, адаптация, внедрение и сопровождение систем управления предприятием; Внедрение типовых решений по направлению RETAIL; Поставка и обслуживание POS-терминалов, ККМ; Аутсорсинг ( внедрение и сопровождение у заказчиков решений третьих фирм); Реализация проектов на базе отечественных программных решений. Основные направления деятельности НТЦ ФС
Производственные предприятия
Холдинги
Retail
HoReCa
НТЦ Финансовых Систем ОАО «ICL-КПО ВС» Группа компаний Fujitsu +7(843) , Спасибо за внимание!