Тема 3. Методы МИ Определение проблемы и целей исследования
I. Определение проблемы и целей исследования Определение потребности в проведении маркетинговых иссле дований Определение проблемы Формулирование целей маркетинговых исследований. II. Разработка плана исследований. II.1. Выбор методов проведения маркетинговых исследований. II.2. Определение типа требуемой информации и источников ее получения. II. З. Определение методов сбора необходимых данных. II.4. Разработка форм для сбора данных. II.5. Разработка выборочного плана и определение объема выбор ки. III. Реализация плана исследований. III.1. Сбор данных. III.2. Анализ данных. IV. Интерпретация полученных результатов и их доведение до ру ководства ( подготовка и презентация заключительного отчета ).
Виды маркетинговой информации Первичная информация Вторичная информация
Эксперименты Экспериментом называется манипулирование независимыми переменными ( цены, затраты на рекламу и т. п.) с целью определения степени их влияния на зависимые пере менные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых па раметров. 1. Лабораторные. Приглашается группа и тестируется на ней реклама.
Полевые эксперименты 2. Полевые эксперименты проводятся в реальных условиях : в магази нах, на дому у потребителей и т. д. Определить уровень продаж бананов в зависимости от их расположения. ( местоположение – независимая, продажи - зависимая ) test marketing определить потенциальный объем продаж нового про дукта эффективность применения отдельных элементов комплекса маркетинга
Качественные исследования Глубинное интервью неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов.
Качественные исследования Фокус - группа групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или объекте ( товар, услуга, реклама ), направленное на определение отношения участников к поставленной проблеме или причин восприятия того или иного объекта ( товар, реклама ), выявления мотивации тех или иных действий потребителей человек
Цитата « Использовать фокус - группы, чтобы оценить новый продукт, особо бессмысленно. Потребители покажут, что на коробке шоколада должны присутствовать чашка чая с золотой каемкой, свеча и роза. Все, что можно узнать, спрашивая мнение людей, это то, что они знают сегодня, до того, как новый продукт появился на рынке.»
Качественные исследования Наблюдение Прямое ( дети в саду ) Наблюдение в искусственной ситуации ( мистический покупатель ) Косвенное наблюдение ( радио в машинах на сервис ) Запись информации о поведении
Качественные исследования портрет и поведение потребителей ; изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям ; поиск незанятых ниш и разработка нового продукта ; оценка соответствия существующего продукта требованиям рынка ; тестирование рекламных материалов.
Количественные исследования Анкетирование : По телефонуПо почте / По факсу ИнтернетУличное
Кол / Кач исследования Hall тесты
Вторичные данные. Кабинетные исследования Вто ричные данные не является результатом проведения специальных марке тинговых исследований. Результаты опроса менеджеров 1690 компаний Великобритании показали, что услугами агентств по исследованию рынка пользуется 36,2% компаний и 63,8% не пользуется. отчеты компании 70%, вторичная ин формация 56,6%, результаты опросов потребителей 27,9%, качест венные исследования 25,6%, полевые эксперименты 18,4%, результаты обследования дистрибьюторов 17,2%, лабораторные эксперимен ты 13,1%. Не дали ответа на поставленный вопрос 85 компаний.
Исследование вторичной информации Внутреняя Внутреняя : беседы с со трудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, бухгалтерские и финансовые отчеты ; отчеты руководителей на собраниях акционеров ; сообщения торгового персонала, отчеты о командировках, обзоры жалоб и рекламаций потребителей, благодарственные письма, планы производства и НИОКР, протоколы заседаний руководства, деловая корреспонденция фир мы
Вторичная информация Внешняя Внешняя : данные международных органи заций ( Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН ); законы, указы, постановления госу дарственных органов ; выступления государственных, политических и общественных деятелей ; данные официальной статистики, периодиче ской печати, результаты научных исследований Вторичные данные собираются перед первичными
В результате исследования делается вывод о том, что рекламная телевизионная кампания, состоящая из шести повторений в первой волне и обеспечивающая уровень способности ее вспомнить, равный 60%, не должна прерываться более чем на три месяца, если данный уровень запоминания нежелательно опускать ниже 20%.
Синдикативные исследования Готовые исследования