1 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ Внутренний рынок Директива строительных изделий Одет Фернандес Астана, май 2006
2 Внутренний рынок
3 Четыре фундаментальных столпа Внутреннего рынка Четыре свободы: свобода обращения - товаров (за исключением сельскохозяйственных и рыбной продукции, которые включены в Соглашение в очень ограниченном объеме) - людей - услуг - капитала.Четыре свободы: свобода обращения - товаров (за исключением сельскохозяйственных и рыбной продукции, которые включены в Соглашение в очень ограниченном объеме) - людей - услуг - капитала. ……гарантировать равные условия для конкуренции ……гарантировать равные условия для конкуренции Существенны для конкурентоспособности и развития Европейских компаний Существенны для конкурентоспособности и развития Европейских компаний
4 От …. Торговых барьеров Торговых барьеров Технических барьеров Технических барьеров Протекционизма Протекционизма Недоверия Недоверия
5 К …. ДОВЕРИЮ к продукции и компании ПРОЗРАЧНОСТИ правил ГАРМОНИЗАЦИИ процедур
6 Свободное обращение товаров требует Преодоления технических барьеров в торговле Преодоления технических барьеров в торговле Гарантирования здоровья и безопасности потребителей и пользователей Гарантирования здоровья и безопасности потребителей и пользователей Гармонизации законодательства между странами-членами ЕС Гармонизации законодательства между странами-членами ЕС
7 Условия требуют Того же подхода всеми странами-членами Того же подхода всеми странами-членами Согласованности в стандартах и регламентах Согласованности в стандартах и регламентах Прозрачности правил Прозрачности правил Соответствующие уровни и методы регулирования Соответствующие уровни и методы регулирования Объективность и компетенция в подтверждении соответствия Объективность и компетенция в подтверждении соответствия Гармонизация деятельности по контролю за рынком Гармонизация деятельности по контролю за рынком Адекватный уровень технической и административной инфраструктуры Адекватный уровень технической и административной инфраструктуры
8
9 Глобализация В 80-х : Новый Подход В 80-х : Новый Подход В 90-х: СВЗ – как инструмент глобального рынка В 90-х: СВЗ – как инструмент глобального рынка Конец 90-х: слоган ВТО: *протестирован один раз, сертифицирован один раз, принимается везде* Конец 90-х: слоган ВТО: *протестирован один раз, сертифицирован один раз, принимается везде*
10 Политика внутреннего рынка ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДИРЕКТИВА 98/34/CE ( 83/189/CE) e 98/48/CE Информация и уведомление ДИРЕКТИВА 98/34/CE ( 83/189/CE) e 98/48/CE Информация и уведомление НОВЫЙ ПОДХОД (Постановление от 7 мая 1985) стандартизация ; необходимые требования; маркировка EC НОВЫЙ ПОДХОД (Постановление от 7 мая 1985) стандартизация ; необходимые требования; маркировка EC ГЛОБАЛЬНЫЙ ПОДХОД (Постановление от 21 декабря 1989) модули по подтверждению соответствия (ПС), регистрация органов ПС; применение ISO 9000 e EN ; ресурсы для Соглашений о взаимном признании (СВП) ГЛОБАЛЬНЫЙ ПОДХОД (Постановление от 21 декабря 1989) модули по подтверждению соответствия (ПС), регистрация органов ПС; применение ISO 9000 e EN ; ресурсы для Соглашений о взаимном признании (СВП)
11 Новый Подход Ключевые элементы Необходимые требования Необходимые требования Гармонизированные стандарты Гармонизированные стандарты Процедуры подтверждения соответствия Процедуры подтверждения соответствия Маркировка CE Маркировка CE
12 Новый Подход Ключевые элементы Размещение на рынке Размещение на рынке Необходимые требования Необходимые требования Свободное обращение товаров Свободное обращение товаров Презумпция соответствия Презумпция соответствия Ссылки на гармонизированные стандарты Ссылки на гармонизированные стандарты Защитные положения Защитные положения Подтверждение соответствия Подтверждение соответствия Уполномоченные органы Уполномоченные органы Маркировка EC Маркировка EC
13 Размещение на рынке СЧ должна гарантировать, что продукция, размещенная на рынке и услуги без угрозы для безопасности и здоровья СЧ позволено принимать положения по защите без требования модификации продукции или влияния условий по размещению на рынке Размещение на рынке СЧ должна гарантировать, что продукция, размещенная на рынке и услуги без угрозы для безопасности и здоровья СЧ позволено принимать положения по защите без требования модификации продукции или влияния условий по размещению на рынке Презумпция соответствия Продукция, соответствующая национальным стандартам, переводящим гармонизированные стандарты, допускается, как соответствующая корреспондирующим необходимым требованиям Презумпция соответствия Продукция, соответствующая национальным стандартам, переводящим гармонизированные стандарты, допускается, как соответствующая корреспондирующим необходимым требованиям Защитные положения Если продукт подвергает риску безопасность и здоровье людей, СЧ должны принять соответствующие меры для запрещения или ограничения размещения на рынке. Обязательство по информированию Комиссии, которая должна информировать СЧ, если необходимо Защитные положения Если продукт подвергает риску безопасность и здоровье людей, СЧ должны принять соответствующие меры для запрещения или ограничения размещения на рынке. Обязательство по информированию Комиссии, которая должна информировать СЧ, если необходимо
14 Необходимые требования Позволяют Реализовать юридические обязательства, которые могут быть наложены национальными законами Реализовать юридические обязательства, которые могут быть наложены национальными законами Давать поручения по стандартизации Давать поручения по стандартизации Подтверждения соответствия тем требованиям, в случае отсутствия гармонизированных стандартов Подтверждения соответствия тем требованиям, в случае отсутствия гармонизированных стандартов
15 Глобальный Подход Процедуры подтверждения соответствия (ПС) Процедуры подтверждения соответствия (ПС) Ссылки на международные или европейские стандарты (ISO 9001 и EN »» ISO 17000) Ссылки на международные или европейские стандарты (ISO 9001 и EN »» ISO 17000) Уведомление органов ПС Уведомление органов ПС Соглашения о Взаимном Признании (СВП) Соглашения о Взаимном Признании (СВП)
16 До размещения на рынке, любой продукт в сфере директив НП должен - отвечать необходимым требованиям - пройти процедуры подтверждения соответствия и иметь маркировку EC До размещения на рынке, любой продукт в сфере директив НП должен - отвечать необходимым требованиям - пройти процедуры подтверждения соответствия и иметь маркировку EC
17 Инфраструктура качества Регулирующ ие органы Сфера регулирования Правила и регламенты Добровольная сфера Органы стандартиза ции Стандарт ы Органы аккредита ции Лаборато рии Органы контроля за рынком Организаци и по метрологии Органы по сертификац ии и инспекции Аудиторы и эксперты Центральн ая лаб по метрологи и ОРГАНЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕСТВИЯ РЕФЕРЕНТНЫЕ ОРГАНЫ
18 Инфраструктура качества Entidades de regla- mentación Regulating area Reglamentos Entidades de vigilancia del mercado Добровольная сфера Entidades de normali- zación Normas Entidad de Acredi- tación Labora- torios Sistema de vigilancia del mercado Instituto de Metrología Органы по сертификац ии и инспекции Аудиторы и эксперты Metrología de referencia ОРГАНЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕСТВИЯ ORGANISMOS DE REFERENCIA Органы стандартизации CEN ISO Стандарты Органы аккредитации EA IAF Организации по метрологии BPM OIML Центральная лаб-рия по метрологии РЕФЕРЕНТНЫЕ ОРГАНЫ
19 Инфраструктура качества Entidades de regla- mentación Dominio reglamentario Reglamentos Entidades de vigilancia del mercado Voluntary area Standardizat ion bodies Standards Entidad de Acredi- tación Labora- torios Sistema de vigilancia del mercado Instituto de Metrología Organismos de certificación y de inspección Auditores y expertos registrados Metrología de referencia ORGANISMOS DE EVALUACIÓN DE CONFORMIDAD - Organismos acreditados ORGANISMOS DE REFERENCIA Лаборатории ISO Органы сертификации и инспекции ISO/GUIDE 65 ISO ISO Аудиторы и эксперты ISO ОРГАНЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕСТВИЯ
20 Добровольные Обязательные Добровольные Обязательные Ô Требования к продукции установлены в стандартах. Соответствие стандартам – обязательное Ô Орган по сертификации устанавливает процедуры подтверждения соответствия Ô Аккредитация органа сертификации Ô Признание Ô Добровольное маркирование Ô Директивы устанавливают, что соответствие необходимым требованиям является обязательным Ô Процедуры подтверждения соответствия устанавливаются Решением ЕС и уточняются стандартами Ô Назначение компетентного органа Ô Уведомление Ô Обязательная маркировка ЕС
21 Директивы EC Каждая директива должна быть транспонирована и инкорпорирована в национальное законодательство через гармонизацию (не унификацию ….) Каждая директива должна быть транспонирована и инкорпорирована в национальное законодательство через гармонизацию (не унификацию ….) Все отрасли под влиянием Европейских законодательных актов Все отрасли под влиянием Европейских законодательных актов
22
23 Директивы Строительных Изделий - ДСИ Почему строительство? »»»» один из основных секторов, общих для всех стран-членов ЕС »»»» большинство правил от стран-членов (пример: реакция при пожаре: 30 разных типов тестирования кабелей с 20 разными стандартами ISO) Почему строительство? »»»» один из основных секторов, общих для всех стран-членов ЕС »»»» большинство правил от стран-членов (пример: реакция при пожаре: 30 разных типов тестирования кабелей с 20 разными стандартами ISO) Цель директивы: гарантировать, что только продукция, соответствующая своему назначению, размещается на рынке Достигнуто через техническую гармонизацию Цель директивы: гарантировать, что только продукция, соответствующая своему назначению, размещается на рынке Достигнуто через техническую гармонизацию
24 Общая политика ЕС в строительной отрасли Усиление качества Усиление качества Улучшение регулирующей среды Улучшение регулирующей среды Повышение уровня обучения и образования Повышение уровня обучения и образования Переориентация и усиление исследовательской деятельности Переориентация и усиление исследовательской деятельности
25 СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЛЮБОЙ ПРОДУКТ, КОТОРЫЙ ИНКОРПОРИРОВАН В СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ Он произведен на заводе Он произведен на заводе Он доставлен на рынок для торговли Он доставлен на рынок для торговли Он регулируется напрямую или косвенно через строительные регламенты по крайней мере одного государства-члена Он регулируется напрямую или косвенно через строительные регламенты по крайней мере одного государства-члена
26 Основа для ДСИ Единый Европейский Закон от 1986 по приоритету здоровья и безопасности граждан Европы Единый Европейский Закон от 1986 по приоритету здоровья и безопасности граждан Европы Метод Нового Подхода Метод Нового Подхода Каждая страна-член решает тип продукта, который подходит для определенного применения (принцип субсидиарности)
27 Реализация ДСИ Директивы ЕС должны быть транспонированы в национальное законодательство для регулирования размещения продукции на рынке. Директива может быть принята со спецификой для каждой страны. Директивы ЕС должны быть транспонированы в национальное законодательство для регулирования размещения продукции на рынке. Директива может быть принята со спецификой для каждой страны. ДСИ реализуется в соответствии с публикацией гармонизированных технических спецификаций ДСИ реализуется в соответствии с публикацией гармонизированных технических спецификаций Национальные законы, регламенты и административные положения должны быть пересмотрены для того, чтобы они соответствовали гармонизированным техническим спецификациям, но не могли налагать дополнительные требования вне Гармонизированных EN и Европейского Технического Согласования (ЕТС). Национальные законы, регламенты и административные положения должны быть пересмотрены для того, чтобы они соответствовали гармонизированным техническим спецификациям, но не могли налагать дополнительные требования вне Гармонизированных EN и Европейского Технического Согласования (ЕТС).
28 Реализация ДСИ Национальные положения применяются, пока нет гармонизированных технических спецификаций Национальные положения применяются, пока нет гармонизированных технических спецификаций Технические спецификации, относящиеся к продукции и связанные с дизайном и строительными работами (код практики, стандарты, руководства,….) и которые не являются частью регламентов, должны также быть пересмотрены и адаптированы к гармонизированным документам, таким образом, чтобы они могли применяться Технические спецификации, относящиеся к продукции и связанные с дизайном и строительными работами (код практики, стандарты, руководства,….) и которые не являются частью регламентов, должны также быть пересмотрены и адаптированы к гармонизированным документам, таким образом, чтобы они могли применяться
29 Директива Строительных Изделий (ДСИ) Другая директива.... Другая директива.... Необходимые требования не для продукции, а для строительных работ....но что размещено на рынке является продуктом! Необходимые требования не для продукции, а для строительных работ....но что размещено на рынке является продуктом! Требует разъясняющих документов, относящихся к необходимым требованиям для строительных работ Требует разъясняющих документов, относящихся к необходимым требованиям для строительных работ Гармонизированные технические спецификации: стандарты и технические согласования Гармонизированные технические спецификации: стандарты и технические согласования
30 Национальные регламенты Регламенты по строительным работам являются национальным требованием (могут включать один или все необходимые требования) Регламенты по строительным работам являются национальным требованием (могут включать один или все необходимые требования) Страны-члены не обязаны иметь регламенты для всех необходимых требований Страны-члены не обязаны иметь регламенты для всех необходимых требований
31 НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Механическая сопротивляемость и прочность Механическая сопротивляемость и прочность Безопасность в случае пожара Безопасность в случае пожара Гигиена, здоровье и окружающая среда Гигиена, здоровье и окружающая среда Защита при использовании Защита при использовании Безопасность при использовании Безопасность при использовании Экономия энергии и сохранение здоровья Экономия энергии и сохранение здоровья (долговечность) (долговечность)
32 Комплекс Директив Нового Подход Гармонизирующие методы испытаний и декларации продукта – НЕ гармонизация регламента как таковое Гармонизирующие методы испытаний и декларации продукта – НЕ гармонизация регламента как таковое Необходимые требования – среда для национальных регламентов по строительным работам – НЕ для продукции Необходимые требования – среда для национальных регламентов по строительным работам – НЕ для продукции Гармонизированные технические спецификации к продукции являются обязательными – без альтернатив для маркировки CE Гармонизированные технические спецификации к продукции являются обязательными – без альтернатив для маркировки CE Регламент по дизайну и выполнению работ – национальная компетенция, разрешаются различные уровни безопасности Регламент по дизайну и выполнению работ – национальная компетенция, разрешаются различные уровни безопасности
33 Ответственность национальных ведомств Транспонирование директив перевод включение в национальные законы опубликование в национальных официальных журналах Транспонирование директив перевод включение в национальные законы опубликование в национальных официальных журналах Уведомление о транспонировании директивы (через REPER) Уведомление о транспонировании директивы (через REPER) Обозначение и уведомление уполномоченных органов (УО) - уведомление, включая ссылки на круг решаемых вопросов - запрос номера уполномоченных органов Обозначение и уведомление уполномоченных органов (УО) - уведомление, включая ссылки на круг решаемых вопросов - запрос номера уполномоченных органов Назначение органа ЕОТС - назначение и номинирование - разрешение вопросов ЕТС Назначение органа ЕОТС - назначение и номинирование - разрешение вопросов ЕТС
34 Ответственность национальных ведомств Контроль за рынком Органы контроля за рынком деятельность по контролю за рынком применение защитных положений оказание помощи подтверждению соответствия и маркировке ЕС Органы контроля за рынком деятельность по контролю за рынком применение защитных положений оказание помощи подтверждению соответствия и маркировке ЕС
35 Ответственность Национальных органов по стандартам Членство в CEN, CENELEC, ETSI Членство в CEN, CENELEC, ETSI Инкорпорирование гармонизированных европейских стандартов в национальные стандарты Инкорпорирование гармонизированных европейских стандартов в национальные стандарты Сопровождение работ европейской стандартизации Сопровождение работ европейской стандартизации
36 Ответственность национальных органов по подтверждению соответствия Участие в Европейских группах Уполномоченных органов (ГУО) Участие в Европейских группах Уполномоченных органов (ГУО) Участие в национальных группах Участие в национальных группах Участие в работах по стандартизации Участие в работах по стандартизации
37 Ответственность Производителя Обязательная /Импортер Следовать национальному законодательству, транспонированному из регламентов ЕС - применять Гармонизированный EN или Европейское Техническое Согласование - применять производственный контроль завода (ПКЗ) - следовать Подтверждению Соответствия - выпускать Декларацию соответствия - применять маркировку EC Следовать национальному законодательству, транспонированному из регламентов ЕС - применять Гармонизированный EN или Европейское Техническое Согласование - применять производственный контроль завода (ПКЗ) - следовать Подтверждению Соответствия - выпускать Декларацию соответствия - применять маркировку EC
38 Проблемы после 15 лет …. Мнение EC по этой директиве ДСИ лишь частично устраняет технические барьеры ДСИ лишь частично устраняет технические барьеры Сложность и двойственность ДСИ не дает четкого понимания маркировки EC, приводя к недоверию пользователей строительных изделий. Сложность и двойственность ДСИ не дает четкого понимания маркировки EC, приводя к недоверию пользователей строительных изделий. Процедуры реализации – тяжелые, сложные и жесткие и приводят к лишним затратам для предприятий Процедуры реализации – тяжелые, сложные и жесткие и приводят к лишним затратам для предприятий Наличие технических спецификаций ДЕ ФАКТО предпосылка для маркировки EC, хотя лишь 50% являются законченными … Наличие технических спецификаций ДЕ ФАКТО предпосылка для маркировки EC, хотя лишь 50% являются законченными … Отсутствие гармонизации в назначении и уведомлении органов, работающих по подтверждению соответствия Отсутствие гармонизации в назначении и уведомлении органов, работающих по подтверждению соответствия
39 Основные проблемы – на уровне использования строительных изделий, решений дизайна, архитектора, строителя или собственника, которые должны знать точные характеристики изделия таким образом, чтобы выполнять работу, требуемую по национальному законодательству Основные проблемы – на уровне использования строительных изделий, решений дизайна, архитектора, строителя или собственника, которые должны знать точные характеристики изделия таким образом, чтобы выполнять работу, требуемую по национальному законодательству
40 Что нам необходимо знать после 16 лет опыта ДСИ: Простота и прозрачность Простота и прозрачность Улучшение ее эффективности Улучшение ее эффективности Снизить затраты на ее реализацию Снизить затраты на ее реализацию Необходимо ли нам гармонизированное законодательство или на нужно просто признать национальные стандарты, разрешения и сертификаты?
41 Mr Nicke Blomquist Construction Unit