Стихотворения Николая Рубцова из цикла «Диво дивное» в 5 классе (описание животного)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«С душою светлою, как луч…» (о Николае Рубцове). Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: недостойны. В ряду самых великих…
Advertisements

Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна- Я заменяю имена.
Презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме: Жизнь птиц зимой (Презентация)
В г о с т я х у з и м ы. Может я ещё во сне ? Очень странно это мне. Раньше срока убежала Осень листья побросала, Значит скоро быть зиме!
Покормите птиц зимой Покормите птиц зимой Сколько гибнет их не счесть Сколько гибнет их не счесть ВИДЕТЬ ТЯЖЕЛО. ВИДЕТЬ ТЯЖЕЛО. А ВЕДЬ В ВАШЕМ СЕРДЦЕ.
На ветках снега бахрома. Трещит мороз. Пришла зима.
Сочиняем волшебную сказку. "Солнечный зайчик"
МДОУ «Арский детский сад 10» Зимушка-зима Открытое занятие по экологии 3 декабря 2012 год.
Тема урока Мир детства глазами Н.А. Некрасова Урок внеклассного чтения.
Птицы зимой. Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из - под крыши бросается к ней. И дрожит он над зёрнышком,
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из - под крыши бросается к ней. И дрожит он над зёрнышком, бедный,
урок русского языка 3 февраля. Классная работа.
Экологическая акция « Кормушка» 1 «Б» класс Учитель: Клюквина Н.В МБОУ « Средняя общеобразовательная школа 1» г. Пикалёво.
Открывая тайны сердца… Проект учеников 3 «Э» класса МАОУ лицей 49 Руководитель проекта Мартынец Мария Николаевна.
29 ноября- День матери Нынче праздник! Праздник бабушек и мам, Это самый добрый праздник, Осенью приходит к нам.
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
Моя мама обо мне… У моей малышки маленькие ручки, У моей малышки маленькие ножки, Сладенькие глазки, миленькие щёчки, Пухленькие губки словно лепесточки.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Транксрипт:

Стихотворения Николая Рубцова из цикла «Диво дивное» в 5 классе (описание животного)

Выставка «Братья наши меньшие» Стихотворения: «Ворона», «Воробей», «Ласточка», «Медведь», «Про зайца», «Коза», «Жеребёнок». Фотографии домашних и лесных животных и птиц.

Цель урока: прочувствовать красоту, неповторимость животного; суметь показать это другим; учиться с помощью меткого слова, фантазии рисовать картину; воспитывать в себе внимательное отношение к природе.

Как удаётся создать выразительные стихотворения, похожие на остановленные мгновения жизни? «Ворона». Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зёрнышка нет у вороны И от холода нет обороны.

Анализ стихотворения. Переступает с лапы на лапу замёрзшая ворона. На амбаре висит громадный чёрный замок. Трижды повторённое слово «все» усиливает ощущение пустоты и одиночества. В конце стиха рисуется битва вороны с зимой за свою хрупкую жизнь. Поэт сочувствует птице, сопереживает всему живому: «Настоящее горе!», «Ведь ни зёрнышка нет...»

Чем это стихотворение близко предыдущему? «Воробей». Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней! И дрожит он над зёрнышком бедным, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему...

Описание картины стиха. Стихотворение тоже повествует о бедствующей в голодное время года птице. Воробей похож на пушистый шарик: нахохлился, распушил пёрышки, сидит неподвижно, «чуть живой». Однако это только видимость. Воробей караулит добычу. Поэт хочет, чтобы и мы были под стать маленькой мужественной птичке.

Как могло возникнуть это стихотворение? «Ласточка». Ласточка носится с криком. Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда. Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу, Ласточка рядом летала, Словно не веря концу. Долго носилась, рыдая, Под мезонином своим... Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?

Опишем события стихотворения. Дети в растерянности сбились в кружок вокруг погибшего желторотого птенца, а над ними чертит бесконечные круги плачущая ласточка. Поэт не прошёл равнодушно мимо. Жалея птицу, он называ ет её «родной» и слегка упре- кает её, как человека, от этого птицу становится ещё жальче.

Обратимся к стихам о животных. Что поразило поэта в увиденной сцене? «Медведь». В медведя выстрелил лесник. Могучий зверь к сосне приник. Застряла дробь в мохнатом теле. Глаза медведя слёз полны: За что его убить хотели? Медведь не чувствовал вины! Домой отправился медведь, Чтоб горько дома пореветь.

Вы видели, как плачут животные? Полные слёз глаза медведя кажутся несовместимыми с фигурой лесного великана. Раненый медведь переживает недоумение: «за что?» Ему больно и обидно. Обхватив лапой золо- тистый ствол сосны, он страдает. Драматизм ситуации смягчается юмором: медведь не убит, он отправился домой «пореветь».

Почему стихотворение вызывает улыбку? «Про зайца». Заяц в лес бежал по лугу, Я из лесу шёл домой,- Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной! Так и обмер, бестолковый, Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой весёлый крик. И ещё, наверно, долго С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под ёлкой О себе и обо мне. Думал, горестно вздыхая, Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого.

Почему заяц вспоминает о Мазае? Заяц, хорошо известный всем как трусишка, испу- гался доброго человека, который только подшу- тил над ним. Герой стиха относится к зайцу как к брату, поэтому «горестные» думы зайца о се- бе и воспоминания о некрасовском Мазае воспринимаются юмористически. Фотоохот- ник весело смеётся вслед убегающему зайцу.

Что пишет поэт в «Записной книжке»? «Коза». Побежала коза в огород. Ей навстречу попался народ. -- Как не стыдно тебе, егоза? И коза опустила глаза. А когда разошёлся народ, Побежала опять в огород.

Как «воспитывают» козу? Характер у козы непоседли- вый, проказливый, неслучай- но народ называет её «егозой». Она слушает упрёки и, на- верное, дожёвывает капустный лист. Люди любят питомицу, поэтому, улыбаясь, наблюдают за ней, как за непослушным маленьким ребёнком. Это своеобразная игра равноправных членов семьи.

Чем в этом стихе отличается от других роль автора? «Жеребёнок». Он увидал меня и замер, Смешной и добрый, как божок. Я повалил его на травку, На чистый солнечный лужок! И долго, долго, как попало, На животе, на голове, С восторгом, хохотом и ржаньем Мы кувыркались по траве.

Каков автор? Он не просто наблюдает за про исходящим со стороны, а всту- пает в весёлую игру. Эмоции человека и животного стоят в одном ряду: «хохот, ржанье». Шутливая потасовка, куча- -мала говорит о настоящем «братстве» поэта и окружающих его животных, диких и домашних. Они так же трогательны, безза- щитны, значащи, как и человек.

На реке. Реки не видел сроду Дружок мой городской. Он смотрит в нашу воду С любовью и тоской. Вода тепло струится, Над ней томится бор. Я плаваю, как птица, А друг мой – как топор…

По утрам, умываясь росой, Как цвели они! Как красовались! Но упали они под косой, И спросил я: -- А как назывались? И мерещилось многие дни Что-то тайное в этой развязке: Слишком грустно и нежно они Назывались – -- « анютины глазки ». Цветы.

После посещения зоопарка. Ночь наступила. Заснули дома. Город уснувший окутала тьма. Спать малыша уложили в кровать. Только малыш и не думает спать. Мама не может понять ничего. Мама негромко спросила его: -- Что тебе, милый, уснуть не даёт? -- Мама, а как крокодил… поёт?

У сгнившей лесной избушки, Меж белых стволов бродя, Люблю собирать волнушки На склоне осеннего дня. Летят журавли высоко Под куполом светлых небес, И лодка, шурша осокой, Плывёт по каналу в лес. И словно душа простая Проносится в мире чудес, Как птиц одиноких стая Под куполом светлых небес.

Любимые нами животные

Рич – друг Вики Аревкиной

Орлова Юля со своей Лапочкой

Елисеев Илья с Тайфуном

О собаке сеттере расскажет Сиволапов Сергей

Любовь к собакам у Сергея от дяди Андрея.

Счастье кошек Васьки и Муськи

Щукина Таня с Машкой Фёдорова Света с мамой, папой, Крошкой

Цирк приехал! Вика Аревкина – наездница.

Выводы. Какие из стихотворений – «фотогра- фий» понравились больше и почему? Дома попытайтесь сами написать стихотворную или прозаическую миниатюру о каком-нибудь животном для школьной стенгазеты. Старайтесь относиться к животным и птицам внимательно, помогайте им.