МОУ ДОД Центр дополнительного образования детей. Выполнил Капылов Женя. Искитим 2010 г
Развитие творческих способностей в процессе освоения русской народной живописи. Освоение художественной росписи на основе активизации ребенка в творчестве. Познакомить детей с теоретическими знаниями и практическими навыками. Развитие познавательного интереса. Развитие художественного мышления у детей. Теоретический и практический
Народное искусство позволяет воспитывать у детей определённую культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, наследовать духовные ценности народного искусства « Народное искусство-прошлое в настоящем, живая традиция. Неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох» М.А.Некрасова..
На берегу Волги чуть севернее Нижнего Новгорода, раскинулся русский город Городец, основанный Юрием Долгоруким в 1152г. Расположение его на большой полноводной реке, близость Макарьевской ярмарки, а также малоземелье и плохая земля способствовали развитию промыслов и торговли. В XVII веке в этих местах стал развиваться деревообрабатывающий промысел. Продавали свои изделия мастера на городских базарах и ярмарка. Рядом с хохломской посудой располагались городецкие прялки с расписными донцами. Донца расписывали в три яруса. Прялки были « рядовые», «дорогие» и « подарочные». Помимо прялок на ярмарках и базарах продавали расписные детские стульчики, каталки, мочесники,
Игнатий Андреевич Мазин Он был очень одарённым.Рисовал быстро, начинал прямо кистью без всякого предварительного наброска. За день очень много мог расписать, и половину раздарить. На донцах мог изобразить влюблённую парочку, застолья, рыболовов, ярмарки. Каждая картина несла какое то новое настроение, у каждого персонажа есть свое « лицо», «свой характер».
Был переписчиком и иллюстратором старинных рукописей. Из техники книжной иллюстрации перенёс художник в украшение донец тонкость штриха, мягкость в сочетании красок. Его картины отличаются от сюжетов других мастеров. Он рисует картины роскошной жизни, праздничные застолья, люди в блестящих туалетах. Сказочные птицы и вороной конь перемещаются в низ донца.
. В конце XIX в. городецкий промысел переживает упадок. Быстро развивалось мануфактурное производство, отпала надобность в прялках, мочесниках, веретенах В 1937г. Началось возрождение промысла, но в 1941г. Большая часть мастеров ушла на войну, старые мастера уходили из жизни. И только в1960г. Артель «Стахановец» переименнованна в фабрику «Городецкая роспись».Фабрика получила широкое признание. Опытные художники разрабатывали новые виды изделий для массового выпуска на столярной и токарной основе.
Роспись которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой- нибудь другой- так велико её своеобразие. Осваивать городецкую роспись надо с элементов, на основе которых встречаются растительные мотивы: круги- подмалевки, мотивы «листок», мотив «цветок». Последовательность выполнения бубенчика, купавки. Розана. Ни одно городецкое изделие не обходилось без пышных гирлянд, букетов цветов напоминающий розы, бутоны.
Мастера любили изображать лихих всадников на коне и сказочных птиц
Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида: Цветичная роспись. Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица». Сюжетная композиция.
Важной и отличительной чертой городецкой росписи можно считать сюжетную роспись. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на коне, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенные колонами и настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками и парадными лестницами.
Я считаю, что народное искусство действительно развивает у детей культуру восприятия мира, творческие способности у детей, является равноправным и ведущим компонентом художественного образования, развития личности ребёнка и адаптации его в социуме. Так как сейчас возрос интерес к традициям народного искусства, освоение его, получение первичных знаний и закрепление практических навыков, создание продуктов труда, в душе ребенка раскрываются человеческие качества, связывающие ребенка со своим народом, родным краем, домом и отечеством.
1.ЖегаловаС.К. Русская народная живопись.-М.: Просвещение,1984г. 2.Жегалова С.К. Пряник, прялка и птица.- М.; Просвещение,1983г. 3. Маёрова К. Русское прикладное искусство.-М.: Русский язык, 1990г. 4. Максимова Ю.В. У истоков мастерста. –М.: Просвещение,1983г. 5. Шевчук А. В. Дети и народное творчество.-М.: Просвещение, 1985г. 6. Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам. –М.: Просвещение., 2000г. 7. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву.-ВЛАДОС., 2002г.