Автор проекта – Шмакова Елена Александровна ( учитель русского языка и литературы) Проектная деятельность на уроках русского языка МБОУ СОШ г. Белово
«Почему?» ( это важно для меня лично) «Почему?» ( это важно для меня лично) «Зачем?» ( мы делаем этот проект) «Зачем?» ( мы делаем этот проект) «Как?» ( мы это можем сделать) «Как?» ( мы это можем сделать) «Что получится?» (ожидаемый результат) «Что получится?» (ожидаемый результат) Учебный проект:
ЦЕЛИ ПРОЕКТА. Расширение знаний о разнообразии фразеологизмов, их происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего. Совершенствование навыков сбора и обработки информации, исследовательской деятельности. Формирование у обучающихся высокой речевой культуры общения.
раскрыть понятия «свободные и несвободные» словосочетания; узнать, как появились в русском языке фразеологизмы; выяснить, влияет ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах на их значение; проверить, как можно с помощью фразеологизма выразить одну и ту же мысль по-разному.
Опорная схема и мини- сочинение брошюраброшюра презентацияпрезентация
Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся (индивидуально или в группе) по проекту (1 гр.) учащихся (индивидуально или в группе) по проекту (1 гр.) Имя (имена) обучающихся: Имя (имена) обучающихся: Тема проекта: «Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится». Основополагающий вопрос: Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего? Вопросы учебной темы (проблемные): Откуда и как появились фразеологизмы, их источники? Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся: 1. Выявите, какими путями появились в русском языке фразеологизмы. 2. Оформите результаты и сделайте отчет в виде опорного конспекта и мини-сочинения с максимальным использованием фразеологизмов. Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся (индивидуально или в группе) по проекту (1 гр.) учащихся (индивидуально или в группе) по проекту (1 гр.) Имя (имена) обучающихся: Имя (имена) обучающихся: Тема проекта: «Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится». Основополагающий вопрос: Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего? Вопросы учебной темы (проблемные): Откуда и как появились фразеологизмы, их источники? Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся: 1. Выявите, какими путями появились в русском языке фразеологизмы. 2. Оформите результаты и сделайте отчет в виде опорного конспекта и мини-сочинения с максимальным использованием фразеологизмов.
Разговорная речь: в чем мать родила, гол как сокол, тертый калач, повесить нос, на одну колодку, брать за живое Профессиональная среда Ткачество: тянуть канитель Столярное дело: снять стружку, разделать под орех, без сучка, без задоринки Музыкальное искусство: играть первую скрипку Транспорт: дать задний ход, зеленая улица Металлургия: довести до белого каления Заимствования из других языков Старославянский: второе пришествие, запретный плод, аредовы веки, темна вода во облацах, во время оно, глас вопиющего в пустыне, не от мира сего, на сон грядущий Античная мифология: дамоклов меч, танталовы муки, яблоко раздора, кануть в Лету, колосс на глиняных ногах, сизифов труд, ахиллесова пята, прокрустово ложе
Можно просто сесть в калошу, сор из избы выносить, бить баклуши, клевать носом, красной нитью проходить, иногда язык с друзьями просто напросто чесать, и на горло своей песне что есть мочи наступать, брать на пушку, от натуги мозги свесить набекрень, покривить душой немножко – в общем, жить так каждый день. Очень точная наука в нашем русском языке фразис-логос-обороты в речь вставляйте налегке.
Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов 1. Любое из слов можно заменить другими словами 1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию 2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность 2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность 3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания 3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы – синонимы: два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала - вложить меч в ножны (закончить войну, распрю). Фразеологизмы - антонимы: засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём – лёгок на подъём. Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.
возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе; деятельность, позволяющая проявить себя, принести пользу и показать публично достигнутый результат; деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели.
позволяет вырабатывать и развивать навыки проектирования; учит ставить проблему, цель и планировать свою деятельность; помогает в изготовлении продукта проектирования, презентации хода своей работы.