Институциональная модернизация образования 6 августа 2009 г. Улан-Удэ, Республика Бурятия Доклад отражает точку зрения автора и коллектива экспертов «Эврики»,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексная модернизация школы. МОУ «СОШ 10 п. Светлогорск» Туркевич Эльвира Закеевна, учитель русского языка, литературы. 1.
Advertisements

Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Новые экономические механизмы в системе образования: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность Экспертно-аналитический семинар, сентября 2009.
Актуальные проблемы модернизации российского образования в условиях реализации ФГОС (часть 1) Адамский А.И., Институт проблем.
ОБРАЗОВАНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПУТИ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Алла Григорьевна Бочкарева, директор МОУ Гимназия 29 г.Уссурийска- федеральной экспериментальной.
Александр Изотович Адамский Реализация регионального комплексного проекта модернизации образования (тезисы для общественного обсуждения) Федеральный оператор.
Качество и результаты образования Проектные подходы Адамский А.И., 1 Институт проблем образзовательной политики "Эврика"
Саморегулируемые процессы как результат введения новых экономических механизмов в системе образования Р.В. Селюков, ИПОП «Эврика», Москва, 3 ноября, 2009.
Эффективные механизмы и модели реализации комплексов региональных мер, направленных на увеличение заработных плат учителей общеобразовательных учреждений.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Современная проблематика развития образования Институт проблем образовательной политики «Эврика», Селюков Р.В., заместитель директора г. Улан-Удэ, 2 июля.
1 О комплексных проектах модернизации образования, реализуемых субъектами Российской Федерации в 2007 – 2009 годах.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ "ЭВРИКА" 1 РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОРАЗОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ.
Наша новая школа в нашей школе Экспертный семинар на базе 56 гимназии, Ижевск, Удмуртия, 15 февраля 2010 г. А под мостом течет Река. Но только без воды.
1 О ходе реализации мероприятий государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Александр Изотович Адамский Реализация регионального комплексного проекта модернизации образования (тезисы для семинара - общественного обсуждения) Федеральный.
«Люди и нормы», часть 1. «Эффективность институтов образовательной политики» Проект «Школа кадрового резерва», Анапа, 2010 г. А.И. Адамский, научный руководитель.
Министр образования и науки Республики Бурятия Алдар Валерьевич Дамдинов.
Внедрение новой системы оплаты труда ( по итогам семинара с заместителем руководителя Департамента образования г. Москвы Н.С. Шерри г.) 1.
Результаты РКПМО – новая проблематика Проектные задачи сети.
Транксрипт:

Институциональная модернизация образования 6 августа 2009 г. Улан-Удэ, Республика Бурятия Доклад отражает точку зрения автора и коллектива экспертов «Эврики», не является официальным документом Адамский А. И., Институт проблем образовательной политики «Эврика»,

Вводные замечания: Работа в группах – построение отношения к предложенным материалам в формате экспертного заключения. Задача: повестка дня сегодняшней ситуации с модернизацией образования. Следующие этапы: региональные семинары КПМО (31 семинар) до ноября. ноябрьская «Эврика» в Москве. доклад «Состояние системы общего образования в России». БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 2

Институциональная модернизация Институты, которые модернизируются в системе образования РФ: 1.Система оплаты труда: оплата разных видов деятельности, уровень зарплаты в зависимости от результата, изменение систему аттестации Результат: повышение качества, ротация учителей, приток талантливой молодежи 2. Система финансирования: формульное финансирование, в зависимости от числа учащихся, доведение средств до школы Результат: конкурентная среда, повышение качества, повышение эффективности затрат БОФ - проектирование будущего 3 Адамский А.И., Институт "Эврика",

Институциональная модернизация 3.Система общественного участия в управлении: управляющие советы, влияние на оценку результативности, участие в формировании образовательной программы Результат: повышение качества, открытость и демократичность школы, увеличение ресурса 4.Система оценки качества и результативности: оценка индивидуального прогресса учащегося, компетентностный подход, академическая успеваемость, социальный опыт Результат: повышение уровня социализации, успешность школьников и выпускников, повышение уровня здоровья, социо-культурной идентичности БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 4

Институциональная модернизация 5. Развитие сети: сохранение здоровья и безопасности учащихся, создание условий для качественного образования, повышение эффективности расходов, создание условий для индивидуально-дистантного образования школьников Результат: улучшение здоровья и безопасности, повышение доступности качественного образования, профилактика образовательного расслоения общества 6. Повышение квалификации учителей: зависимость зарплаты т квалификации, адресное повышение квалификации, делегирование функций ПК инновационным школам и деятелям образования, конкурентная среда в системе ПК Результат: повышение качества образования, повышение заработной платы в соответствии с квалификацией работников, БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 5

Институциональная модернизация В 2007 – 2009 году через ПНПО в 31 регионе заложены институциональные условия для достижения результатов. Проблематика этапа: отсутствие внешних институтов, «использующих» институциональные результаты в системе образования: образовательные цензы на производствах, «тестовая» культура карьеры, рынок интеллектуальной продукции, отставание контрольно-проверочных методик. Образование административно «отрывается» от «смежников» в регионах.: - «КПМО» надо ввести в ГАИ. БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 6

Модернизация школы: проблематика 1.Неопределенность (прежде всего в самом педсообществе) относительно того, что такое «результат образования, в России, в первой декаде 21 века. Отсюда – незакрепленность этой нормы в «Положениях о системе оплаты труда» и др. нормативных актах. 2.Низкий уровень ценности качественного образования в общественном сознании. Для большинства граждан аттестат или диплом, или просто хорошая отметка за экзамен (включая ЕГЭ) предпочтительнее глубоких знаний. Возить детей в базовую школу, в которой качество образования очевидно выше, чем в маленькой, плохо оборудованной, не обеспеченной квалифицированными учителями развалюшке, тоже менее привлекательно. Добыть отметку и или корочку» любыми путями – не зазорно, не стыдно, даже почетно. Управляющие советы, пока предпочитают уравниловку, считают не нужным сильно выделять учителей, имеющих выдающиеся результаты. БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 7

Модернизация школы: результат Одним из результатов КПМО можно считать представление о современном результате (качестве) образования: Задача образования – социализация человека. Через: академические знания, компетентности, позитивный социальный опыт Результат образования – не модель выпускника, а его ресурс. Замечание в скобках: научили выговаривать «КПМО», теперь научите выговаривать «компетентности». БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 8

Модернизация школы: тенденции Позитивные тенденции, эффекты КПМО: 1.В ряде регионов закрепилась тенденция роста норматива: увеличение Фонда оплаты труда (для оплаты внеурочных видов деятельностей), сохранение финансирования при оптимизации сети, выделение средств для достижения современных условий пребывания ребенка. Там, где этот рост закреплен институционально – назад хода нет. 2.Закрепляется тенденция дифференциации заработной платы. 3.Возникла тенденция самоорганизации школ: самостоятельность в формировании показателей распределения стимулирующей и структуры базовой части ФОТ. Пока большинство школ отказывается от такой возможности. При этом «спущенная сверху» система распределения ФОТ многих не устраивает, но т брать на себя ответственность мало кто хочет. БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 9

Институциональная модернизация: : ресурсы Основной ресурс: самоорганизация школы. Уровень свободы – в возможности участия в институциональных изменениях. Отказ от свободы – агрессия по поводу «спущенных сверху» норм при нежелании самому участвовать в формировании норм. Аналитика школьных «Положений …» о системе оплаты труда четко показывает: как понимается результативность образования, насколько коллектив самоопределился в формировании структуры базовой части и показателях распределения стимулирующей части и какое выбрал соотношений базовой и стимулирующей. Ресурсы: -Новая методика расчет финансового норматива с учетом условий - Новая система аттестации учителей БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 10

Институциональная модернизация Задачи – как ресурс, а не как непреодолимая сложность. Откровенно: проблемой оказалось отсутствие способы эффективного расходования средств. Основная задача: эффективные нормы расходования ресурса. Примеры: -конкурсное, под проекты распределение бюджетных средств. - бюдженирование потребностей потребителя, а не «контор» - напр. Индивидуально-дистантное образование. -Это требует изменений нормативной базы. БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 11

Институциональная модернизация: задачи 1.Изменение бюджетного процесса относительно общего образования. Устарела методика расчета финансового норматива – оплата базисного учебного плана, т.е., часов-уроков, не предусматривает оплаты условий достижения современного качества образования и современных условий пребывания ребенка в школе. Архаичная методика расчета норматива фактически сводит на «нет» усилия по укоренению НПФ. БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 12

Институциональная модернизация: задачи БОФ – площадка проектирования будущего Рост влияния школы и повышения ценности образования – в признании Школы, как фактора социально-экономического развития региона и страны, а образования – как обязательного условия успешности, карьеры. Как влияет система образования на уровень жизни в регионе? Есть ли связь между благополучием граждан, крепкой семьей, добропорядочностью, открытыми позитивными отношениями между людьми, честностью, низким уровнем преступности, хорошим здоровьем, качеством товаров и услуг, производительностью труда, уровнем прибыли экономических организаций … и качеством образования. Не количеством граждан с высшим образованием, а качеством полученного образования, независимо от уровня. Эта связь – между качеством жизни и качеством образования, ключевое отношения для развития образования. БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 13

Институциональная модернизация: Связь – между качеством жизни и качеством образования, ключевое отношения для развития образования. Возможно ли оценить, экспертно измерить от отношение? Возможно: система КОЭРСО. Открытая и гражданам и власти. БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 14

БОФ: возможные результаты Рефлексия и проекты модернизации разных сфер жизни могут интегрироваться на форуме образования: это естественно. Вопрос в том, какое ТЗ может задать образование другим сферам? Пассивная роль образования в осуществлении культурной и экономической политики приводит к снижению интеллектуального уровня политики и ее вырождению. Поэтому на БОФ (как и на других площадках такого рода), может состоятся выход проблематики развития образования а границы ведомственного подхода, и наоборот: обращение к образованию со стороны других сфер, за ТЗ развития. И это накладывает на систем образования особые обязательства: необходимо предложить модель развития не системы образования отдельно от региона, а региона, в котором лидирующей является система образования. БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 15

Институциональная модернизация: Поэтому на БОФ (как и на других площадках такого рода), может состоятся выход проблематики развития образования а границы ведомственного подхода, и наоборот: обращение к образованию со стороны других сфер, за ТЗ развития. И это накладывает на систем образования особые обязательства: необходимо предложить модель развития не системы образования отдельно от региона, а региона, в котором лидирующей является система образования. (Министерство интеллектуального развития региона). БОФ - проектирование будущего Адамский А.И., Институт "Эврика", 16