Академия народного хозяйства при Правительстве РФ Институт технологий образования СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Душарин А.И. эксперт АНХ при Правительстве РФ
ЦЕЛЬ: ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Способность принимать взвешенные финансовые решения Компетентное финансовое поведение Владение финансовым языком и актуальной информацией Ощущение финансовой безопасности
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ (КОНУС ОПЫТА)
ПРИОРИТЕТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Финансовая грамотность студентов. Исследование АНХ Высокая потребительская активность – 73% пользовались финансовыми продуктами и услугами Только 43 % самостоятельно изучали финансовые темы Низкий уровень информированности – 14% знают размер страховых выплат по банковским вкладам Более 80% не планируют свои расходы более чем на 1 месяц Чем студент успешнее в активных формах обучения, тем выше уровень его финансовой грамотности
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКОЛЕНИЯ «Y» Жизнь – досуг (важное место развлечений, неформальной социальной коммуникации, интернет-досуга) Индивидуализация информационной среды в противовес массовости Мгновенность распространения интересующей информации Мобильность и многоканальность получения/передачи информации Недоверие информации «сверху» - доверие «горизонтальным» каналам коммуникации (блогам, youtube, друзьям по интересам) Значительная дифференциация социального положения, уровня образования, ценностей и интересов
ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЁЖИ Характеристики эффективности технологий: - неформальные формы обучения - развлекательный досуг - использование социальных и психологических факторов Примеры Игры (очные ролевые и деловые, он-лайн многопользовательские, анимация. Пример: Чемпионаты по финансовой грамотности (по примеру, BussinessBattle, GlobalManagementChallenge) Проектное обучение и практика (пример: экспериментальный курс АНХ) Социальное обучение (через использование активности молодёжи: создание контента, распространение «вирусной» информации)
ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КАМПАНИЙ
ИНФРАСТРУКТУРА ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Первые шаги Разработка комплексной системы оценки результатов Оценка образовательных эффектов Оценка финансового поведения человека после программы Оценка влияния на экономику Формирование национального институционального потенциала Межведомственная комиссия Включение всех заинтересованных сторон Образовательный потенциал (тренеры, консультанты и преподаватели, технологии, система управления знаниями) Запуск мероприятий по совершенствованию законодательства в области защиты прав потребителей Формирование пула инициатив
Слагаемые успеха Консенсус по отношению к результату Широкое партнёрство Создание механизмов поддержки активностей Формирование образа успешности финансово грамотного человека (бренда) Интенция к самоокупаемости
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ