Разработала: учитель биологии высшей категории МОУ СОШ 1 Жабина М.В.
Проверь себя: ВопросВариант ответа. 1. Что кодирует ген? А 2. Укажите пары комплементарных нуклеотидов в ДНК? Б 3. Что необходимо для репликации ДНК? А 4. Что такое транскрипция? Б 5. Что является матрицей для транскрипции? В 6. Как называют свойство генетического кода, которое заключается в том, что одну аминокислоту кодирует не один, ни два, а три нуклеотида? В 7. Какое свойство кода называют универсальностью? Б 8. Участок молекулы ДНК (обе цепи), с которых начинается транскрипция, содержит нуклеотидов. Сколько нуклеотидов потребуется для транскрипции? Б 9. Сколько кодовых триплетов кодирует всё многообразие аминокислот, входящих в состав белков? В
Вирусы - это существа или вещества, они живые или неживые?
Задачи урока: 1.Познакомиться с особенностями строения и многообразием вирусов. 2.Определить принципы их классификации. 3.Изучить особенности жизненного цикла разных вирусов. 4.Узнать о возможном происхождении вирусов и их эволюционном значении. 5.Выяснить роль вирусологии в будущем человечества.
Сходство с живыми организмами. Отличие от живых организмов. Специфические черты
Схема строения вируса. 1 - сердцевина (ДНК или РНК ); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).
Вирус растений. Форма вириона – палочковидный. Геном – одна цепь РНК. Капсид – спиральный.
вирус гриппа Авирус гриппа В вирус «птичьего» гриппа вирус «свиного» гриппа ШтаммШтамм А (H1N1 «Калифорния 04/2009») Вирус (А и В) человека. Вирионы сферической формы. Размер – от 60 до 100 нм. Капсид – полиморфный (сложный). Геном – РНК.
Цифрами обозначены: (1) РНК-геном вируса, (2) нуклеокапсид, (3) капсид, (4) белковый матрикс, подстилающий (5) липидную мембрану, (6) гликопротеин, с помощью которого происходит связывание вируса с клеточной мембраной, (7) трансмембранный гликопротеин. Цифрами 811 обозначены белки, входящие в состав вириона и необходимые вирусу на ранних стадиях инфекции: (8) интеграза, (9) обратная транскриптаза, (10) Vif, Vpr, Nef и p7, (11) протеаза.липидную мембрану обратная транскриптазапротеаза вирус иммунодефицита человека Вирус человека. Вирионы сферической формы. Размер – нм. Капсид – форма усечённого конуса. Геном – две нити РНК.
1 головка, 2 хвост, 3 нуклеиновая кислота, 4 капсид, 5 "воротничок", 6 белковый чехол хвоста, 7 фибрилла хвоста, 8 шипы, 9 базальная пластинка.нуклеиновая кислотакапсид Вирус бактерий. Вирионы имеют головку и хвост. Размер – нм. Капсид – смешанной симметрии. Геном – одна или две нити РНК.
Вирус вирусов. Вирионы сферической формы. Размер – нм. Геном – кольцевая ДНК. Перенося гены от одних вирусов к другим, вирофаги могут играть важную роль в эволюции «виросферы».
ПРИ ИКОСАЭДРИЧЕСКОМ ТИПЕ СИММЕТРИИ, показанной на схеме строения аденовируса, капсомеры, или белковые субъединицы вируса, образуют изометрический белковый чехол, состоящий из 20 правильных треугольников.
В СЛУЧАЕ СПИРАЛЬНОЙ СИММЕТРИИ, показанной на схеме строения вируса табачной мозаики, капсомеры, или субъединицы вируса, формируют спираль вокруг полой трубчатой сердцевины.
КОМБИНИРОВАННАЯ, или смешанная, симметрия у вирусов может быть представлена разными вариантами. Частица бактериофага, показанная на схеме, имеет "головку" правильной геометрической формы и "хвост" со спиральной симметрией.
1. ДНК двухнитчатая2. ДНК однонитчатая1. РНК двухнитчатая2. РНК однонитчатая 1.1. Кубический тип симметрии: Без внешних оболочек: аденовирусы С внешними оболочками: герпес-вирусы 1.2. Смешанный тип симметрии: Т-четные бактериофаги 1.3. Без определенного типа симметрии: оспенные вирусы 2.1. Кубический тип симметрии: Без внешних оболочек: крысиный вирус Килхама, аденосателлиты 1.1. Кубический тип симметрии: Без внешних оболочек: реовирусы, вирусы раневых опухолей растений 2.1. Кубический тип симметрии: Без внешних оболочек: вирус полиомиелита, энтеровирусы, риновирусы 2.2. Спиральный тип симметрии: Без внешних оболочек: вирус табачной мозаики С внешними оболочками: вирусы гриппа, бешенства, онкогенные РНК содержащие вирусы
Вирусология – наука, изучающая вирусы. Задача вирусологии: профилактика вирусных инфекций.
Домашнее задание: параграф 18, стр. 71 вопросы.