Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» XXI Пленум Совета по филологии октября 2009 г., г. Новгород
Схема реализации ФГОС-3: ФГОС -3 Примерная основная образовательная программа, единая для всех профилей подготовки ( разрабатывается УМО ) Вузовская основная образовательная программа по конкретному профилю подготовки ( разрабатывается вузом / факультетом )
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Компетентностная модель филолога – современная концепция филологического образования : филолог - специалист, подготовленный ко всем видам работ с различными типами текстов ( включая и устные, и виртуальные ) - то есть обученный созданию, интерпретации ( анализ языковой и литературной информации ), трансформации ( корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование ) и распространению ( осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной ) различных типов текстов ( устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы ; официально - деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.).
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Объекты профессиональной деятельности : 1. языки ( отечественные и иностранные ) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах ; 2. художественная литература ( отечественная и зарубежная ) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах ; 3. различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных ( включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов ); 4. устная и письменная коммуникация.
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Виды профессиональной деятельности: 1.научно-исследовательская в научных, научно-педагогических и иных учреждениях; 2.педагогическая в системе среднего общего и среднего профессионального образования; 3.прикладная (переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая и т. п.) в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ; в области языковой и социокультурной коммуникации и других сферах социально-гуманитарной деятельности; 4.проектная деятельность в образовательных и культурно- просветительских учреждениях, литературных и литературно- художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно- организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях; 5.организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Профили в рамках направления « Филология » 1. Отечественная филология ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур ). 2. Зарубежная филология ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур ). 3. Преподавание филологических дисциплин ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур ). 4. Прикладная филология ( с указанием основного языка / языков ).
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Профиль « Отечественная филология ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур )». Данный профиль предполагает получение фундаментального классического филологического образования на базе русского и / или иных языков народов Российской Федерации. Изучение обширного комплекса лингвистических, литературоведческих и культурологических дисциплин готовит выпускника к исследовательской деятельности с преимущественным продолжением обучения в магистратуре и аспирантуре ; к литературно - критической деятельности и работе по сохранению и пропаганде государственного языка / языков РФ.
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Профиль « Зарубежная филология ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур )». Данный профиль обеспечивает фундаментальное изучение основного иностранного языка / языков в теоретическом, прикладном и коммуникативном аспектах, а также литературы и культуры стран основного языка / языков. Профиль готовит к исследовательской и переводческой деятельности ( устный, письменный, последовательный и т. п. перевод различных типов текстов ), к работе в области межкультурной коммуникации.
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Профиль « Преподавание филологических дисциплин ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур )». Данный профиль предназначен для подготовки преподавателей основного языка / языков и соответствующей литературы, а также иных филологических дисциплин в учреждениях среднего общего и среднего профессионального образования. В рамках данного профиля изучение фундаментальных лингвистических и литературоведческих дисциплин сопровождается освоением психолого - педагогического цикла, методик преподавания филологических дисциплин (включая преподавание русского языка как иностранного ) и прохождением педагогической практики.
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Профиль « Прикладная филология ( с указанием основного языка / языков )». Данный профиль предусматривает подготовку выпускников для работы в области коммуникации, рекламы, связей с общественностью, издательской деятельности, в СМИ, учреждениях культуры и управления. Профиль обеспечивает приобретение профессиональных навыков многоаспектной работы с различными типами текстов ( создание, интерпретация, экспертиза, трансформация, распространение художественных, публицистических, официально - деловых, научных и т. п. текстов ) и осуществления языковой, межличностной и межнациональной письменной и устной коммуникации, в том числе в сфере информационных технологий.
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть История Философия Иностранный язык Менеджмент Экономика Вариативная часть (50%), в т. ч. дисциплины по выбору обучающихся ( не менее 30% вариативной части )
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплины зач. ед. Б.2. Общепрофессиональный цикл Базовая часть Безопасность жизнедеятельности Информатика Основы филологии Введение в языкознание Введение в литературоведение Введение в теорию коммуникации Классические / древние языки
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Б.3. Профессиональный цикл Базовая часть Введение в спецфилологию Основной язык / языки ( теоретический курс ) История основного языка / языков История мировой литературы Практикумы
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Модуль 1. Отечественная филология История русской / родной литературы Стилистика и культура речи основного языка / языков Устное народное творчество История литературной критики Модули вариативны ( осваивается только один из четырех в зависимости от профиля подготовки )
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Модуль 2. Зарубежная филология Практический курс основного языка / языков Основы межкультурной коммуникации Теория перевода Современный русский язык и культура речи Модули вариативны ( осваивается только один из четырех в зависимости от профиля подготовки )
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Модуль 3. Преподавание филологических дисциплин История русской / родной / зарубежной литературы Методика преподавания языка / языков Методика преподавания литературы Педагогика и психология Модули вариативны ( осваивается только один из четырех в зависимости от профиля подготовки )
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Модуль 4. Прикладная филология История русской / родной / зарубежной литературы Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации Основы филологической работы с текстом ( создание / редактирование / перевод ) Модули вариативны ( осваивается только один из четырех в зависимости от профиля подготовки )
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Б.4. Физическая культура 2 Б.5. Учебная и производственная практики Б.6. Итоговая государственная аттестация 12 Общая трудоемкость основной образовательной программы 240 Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций
Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) 7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ( выдержка ) общая недельная нагрузка – 54 часа, аудиторная – не более 27 часов ; обязательно использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий ( компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов ) в сочетании с внеаудиторной работой ; удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах – не менее 20%; занятия лекционного типа – не более 40 % аудиторных занятий ; ученые степени или ученые звания должны иметь не менее 60% преподавателей ; к образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Определение ООП: Статья 9 п. 6.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года 3266-I « Об образовании » Статья 5 п. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании » Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего ( полного ) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ) и другие материалы, обеспечивающие духовно - нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Определение ООП: Макет Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ( редакция ), п.7.1 ООП подготовки бакалавра включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Структура ООП 1. Общие положения Цель ( миссия ) ООП Срок освоения ООП бакалавриата Трудоемкость ООП бакалавриата Требования к абитуриенту. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности выпускника Объекты профессиональной деятельности выпускника Виды профессиональной деятельности выпускника Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Структура ООП 3. Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО. 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП Годовой календарный учебный график Учебный план Рабочие программы учебных курсов Программы учебной и производственной практик. 5. Ресурсное обеспечение ООП ( Кадровое обеспечение ) Учебно - методическое и информационное обеспечение Материально - техническое обеспечение.
Структура ООП 6. Нормативно - методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП. (6.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Тесты по дисциплинам учебного планаВопросы и задания для контрольных работ по дисциплинам учебного плана. Вопросы для проведения коллоквиумов по дисциплинам учебного плана. Темы рефератов по дисциплинам учебного плана. Вопросы к зачетам и экзаменам по дисциплинам учебного плана ) Требования к итоговой государственной аттестации выпускников Требования к выпускной квалификационной работе Примерная тематика ВКР Требования к итоговому государственному экзамену Программа итогового государственного экзамена.
Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС -3 по направлению подготовки « Филология » Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС -3 по направлению подготовки « Филология » XXI Пленум Совета по филологии 7-8 октября 2009 г., г. Новгород