Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
совещание Президента РФ Д.А. Медведева с лидерами централизованных религиозных организаций России 21июля 2009 г. – совещание Президента РФ Д.А. Медведева с лидерами централизованных религиозных организаций России
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули: –Основы православной культуры; –Основы исламской культуры; –Основы буддийской культуры; –Основы иудейской культуры; –Основы мировых религиозных культур; –Основы светской этики.
Из речи президента: «Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным».
Цели курса ОРК и СЭ Духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование поликультурной компетентности (знание и принятие человеком культурного и религиозного многообразия мира, доброжелательное отношение к носителям той или иной культуры)
Основные задачи курса -формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры; -развитие способностей общения в поликультурной среде
ОСОБЕННОСТИ КУРСА В содержании курса представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика. Курс создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и принять, зная их религиозно– культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки.
Культурологический принцип Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Освоение учебного содержания каждого из модулей поможет обеспечить понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; знание основных норм светской и религиозной морали,понимание их значения в жизни человека, семьи, общества; формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям; знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление веры в Россию; укрепление средствами образования духовной преемственности поколений
Планируемые результаты (на основе образовательных стандартов второго поколения) Приобретение школьниками социальных знаний (1уровень) Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2 уровень) Получение школьниками опыта самостоятельного общественного (социального) действия (3 уровень)
Необходимые условия для реализации ОРК и СЭ -организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности; -практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию; -активное участие семьи
Культурологический принцип Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основы культурологического подхода: -Курс направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; -отсутствие позиции катехизации (индоктринации); -отсутствие доминирующих позиций какой- либо религиозно–культурной традиции перед другими; -воспитательный характер; -минимизация конфликтных факторов.
Методические основы Диалогическое взаимодействие Актуализация изучаемого материала Опора на самостоятельность мышления учащихся Развитие творчества, навыков учебно- исследовательской, проектной деятельности.
Содержание каждого из модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия, религиозно–культурные традиции и представляется основными тематическими блоками:
Методические основы Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина. Блок 2. – содержание выбранного модуля. Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфес– сионального народа России. Блоки 1 и 3 – для совместного изучения всеми учащимися класса
Методические основы Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.
Методические основы Выступление учащихся со своими творческими работами, например: «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина…», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моем городе, районе», народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.
ПРИМЕР тематического планирования курса «Основы светской этики» Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина. II.Основы светской этики – 28 ч. Что такое светская этика? Мораль и культура Особенности морали Добро и зло Добродетели и пороки Свобода и моральный выбор человека Свобода и ответственность Моральный долг Справедливость Альтруизм и эгоизм Дружба Что значит быть моральным? Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
Нравственный поступок Золотое правило нравственности Стыд, вина и извинение Честь и достоинство Совесть Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Джентльмен и леди Этикет III. Духовные традиции многонационального народа России – 5 ч. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся с творческими работами Всего: 34 ч.
Содержание курса «Основы православной культуры» I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества1 Россия - наша Родина.1 II. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Особенности восточного христианства. Во что верят православные христиане. Священное Писание и Священное Предание. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика. Заповеди. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Православный календарь. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
III. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Подготовка и представление творческих проектов. Всего: 34 урока.