Межкультурные различия в понимании справедливости
Социально-психологический подход к изучению справедливости Информационная справедливость Межличностная справедливость Процедурная справедливость Дистрибутивная справедливость Оценка справедливости взаимодействия
Цели соблюдения справедливости: личное вознаграждения (теории беспристрастности и личного интереса); членство в социальной группе (теория ценности группы); психологическое благополучие (теории справедливого мира, защиты ценностей, самокатегоризации); реализация «должного» (теории морального развития и защиты ценностей). Одна концепция – одна цель.
Оценка справедливости взаимодействия Аттитюды, эмоции и поведение Индивидуальная продуктивность Отношение к окружающим Межличностное общение
1. Представители разных культур уделяют разное внимание процессу и результату взаимодействия. Россия – дистрибутивная справедливость США – дистрибутивная справедливость, справедливость процесса (равенство прав) Китай, Западная Европа – справедливость процесса, дистрибутивная справедливость Межкультурные различия в понимании справедливости
2. Представители разных культур по- разному понимают дистрибутивную справедливость дистанция власти мускулинность – феминность индивидуализм – коллективизм Молдаване-цыгане, жители США-России, жители России–Мексики и Ямайки
Респонденты: 627 жителей России старше 18 лет Методика: Оценка справедливости применения четырех норм при распределении между сотрудниками организации премий за выполненную работу и социальных льгот.
Результаты: беспристрастность: М русские = 4,36 М народыКавказа = 4,12 ** усилия: М русские = 3,22 М народыКавказа = 3,53 ** потребности: М русские = 1,87 М народыКавказа = 2,33 *** равенство: М русские = 2,71 М народыКавказа = 3,43 ***
Респонденты: 330 сотрудников российских организаций и студентов, проживающих в пяти федеральных округах России. Методика: адаптированный опросник Дж.Колкитта (20 утверждений, оценка по 5-балльной шкале от совершенно согласен до совершенно не согласен) (886 человек) общая оценка справедливости взаимодействия Процедуры: прием на работу, аттестация, перевод, вознаграждение, увольнение
Эксплораторный факторный анализ (метод принципиальных компонент, варимакс-вращение): KMO =.905, критерий сферичности Бартлетта = p.001 Конфирматорный факторный анализ (robust-статистики): CFI=.91 RMSEA=.07
«Межличностная справедливость» (вежливость и уважение) «Информационная справедливость» (честность, ясность, полнота, своевременность, индивидуализированность объяснений) «Дифференцирующая дистрибутивная справедливость» (беспристрастность, распределение по усилиям, способностям, знаниям/навыкам) «Процедурная справедливость как возможность контроля» (контроль за процессом, контроль за результатом и коррекция) «Процедурная справедливость как равенство прав» (однообразие и нейтрализация предубеждений)
Информационная справедливость Межличностная справедливость Дифференцирующая дистрибутивная справедливость Оценка справедливости взаимодействия β=0,17 t=2,76 β=0,37 t =6,42 β=0,30 t=5,42 Русские
Информационная справедливость Межличностная справедливость Дифференцирующая дистрибутивная справедливость Оценка справедливости взаимодействия β=0,49 t=5,47 β=0,3 t =3,28 Ингуши
Организационная культура Респонденты: 119 сотрудников строительных организаций Методики: опросник Дж.Колкитта + общая оценка справедливости опросник для измерения организационной культуры Р.Хэнди Процедура приема на работу
Информационная справедливость Межличностная справедливость Возможность контроля Оценка справедливости взаимодействия β=0,43 t=5,34 β=0,28 t=3,47 β=0,18 t=2,19