Десятый юбилейный российский Интернет форум РИФ марта 2006 года (среда) Секция «Электронное правительство и информационная безопасность» Секция «Электронное правительство и информационная безопасность» Секция «Электронное правительство и информационная безопасность»
"Информатизация* России, год 2005-й или «год истин»" * Информатизация -- внедрение ИКТ в органах государственной власти и органах местного самоуправления * Информатизация -- внедрение ИКТ в органах государственной власти и органах местного самоуправления
Владимир Иванович Дрожжинов, Председатель правления, Центр компетенции по э-правительству э-почта веб-сайт
Четыре истины образца 2005 года Уровень информатизации не оказывает влияния на социально-экономическое развитие региона; Уровень информатизации не оказывает влияния на социально-экономическое развитие региона; Информатизация сама по себе не улучшает качество государственного управления, для чего нужна административная реформа. В ходе реформы осуществляется реинженеринг административных процессов, а его результаты закрепляются ИТ- технологиями. Информатизация сама по себе не улучшает качество государственного управления, для чего нужна административная реформа. В ходе реформы осуществляется реинженеринг административных процессов, а его результаты закрепляются ИТ- технологиями. Технопарк отличается от особой экономической зоны отсутствием необходимости государству вкладываться в развитие его инфраструктуры. Технопарк отличается от особой экономической зоны отсутствием необходимости государству вкладываться в развитие его инфраструктуры. Собственный фонд развития ИТ-инноваций при Мининформсвязи лучше, чем фонд Минэкономразвития. Собственный фонд развития ИТ-инноваций при Мининформсвязи лучше, чем фонд Минэкономразвития.
Истина 1 Уровень информатизации не оказывает влияния на социально- экономическое развитие региона Уровень информатизации не оказывает влияния на социально- экономическое развитие региона
Руководство внедрением ИКТ в госсекторе России Правительство РФ ( Правительство РФ ( Министерство информационных технологий и связи РФ ( Министерство информационных технологий и связи РФ ( Министерство экономического развития и торговли РФ ( ) Министерство экономического развития и торговли РФ ( ) Региональные и местные правительства Региональные и местные правительства Примечание: ряд слайдов этой презентации заимствованы с сайтов и Примечание: ряд слайдов этой презентации заимствованы с сайтов и
Ежегодное «измерение» информатизации Обзор информатизации ФОИВ (МинИТ и связи) Обзор информатизации ФОИВ (МинИТ и связи) Мониторинг региональной информатизации, осуществляемый институтами ВНИИПВТИ ( ) и ИРИО ( Мониторинг региональной информатизации, осуществляемый институтами ВНИИПВТИ ( ) и ИРИО ( Конкурс регионов России по различным направлениям информатизации, осуществляемый компанией РБК ( ) Конкурс регионов России по различным направлениям информатизации, осуществляемый компанией РБК ( ) Конкурс муниципалитетов России по различным направлениям информатизации, осуществляемый компанией Groteck ( bin/view.cgi?rzm=smotr-konkurs ) Конкурс муниципалитетов России по различным направлениям информатизации, осуществляемый компанией Groteck ( bin/view.cgi?rzm=smotr-konkurs ) bin/view.cgi?rzm=smotr-konkurshttp:// bin/view.cgi?rzm=smotr-konkurs
Регионы России с наиболее высоким подиндексом веб-присутствия (источник: ИРИО, 2005) МестоРегионИндекс 1 Республика Карелия 5,84 2 Чувашская Республика 5,68 3Москва5,62 4Санкт-Петербург5,42 5 Ярославская область 5,14 6 Республика Бурятия 5,02 7 Самарская область 4,85 8 Смоленская область 4,55 9 Вологодская область 4,47 10 Томская область 4,38
Регионы России с наиболее высокими значениями индекса готовности к электронному правительству (источник: ИРИО, 2005) МестоРегион Индекс готовности 1Москва6,20 2Санкт-Петербург5,22 3 Томская область 4,54 4 Республика Карелия 4,15 5 Ханты-Мансийский АО 4,14 6 Самарская область 3,91 7 Иркутская область 3,88 8 Ярославская область 3,86 9 Хабаровский край 3,77 10 Московская область 3,66
Истина 2 Информатизация сама по себе не улучшает качество государственного управления, для чего нужна административная реформа. В ходе реформы осуществляется реинженеринг административных процессов, а его результаты закрепляются ИТ- технологиями. Информатизация сама по себе не улучшает качество государственного управления, для чего нужна административная реформа. В ходе реформы осуществляется реинженеринг административных процессов, а его результаты закрепляются ИТ- технологиями.
Изменения, произошедшие в госуправлении за 20 лет Правительства играют все более значительную роль в жизни общества Правительства играют все более значительную роль в жизни общества Значительно изменились набор способов и сами способы воздействия правительств на жизнь общества Значительно изменились набор способов и сами способы воздействия правительств на жизнь общества Затраты на госслужбу сократились незначительно Затраты на госслужбу сократились незначительно Продолжают звучать требования сократить затраты на госуправление Продолжают звучать требования сократить затраты на госуправление Реформы не отменяют принятие непопулярных решений в социальной сфере Реформы не отменяют принятие непопулярных решений в социальной сфере
Универсальные рычаги реформирования госуправления Открытое правительство Открытое правительство Фокусировка на результативности правительств Фокусировка на результативности правительств Модернизация подотчетности и контроля Модернизация подотчетности и контроля Перераспределение и реструктуризация все сокращающихся бюджетов Перераспределение и реструктуризация все сокращающихся бюджетов Использование рыночных механизмов Использование рыночных механизмов Модернизация гражданской службы Модернизация гражданской службы
Уроки реформ Госуправление стало более эффективным, прозрачным и ориентированным на граждан Госуправление стало более эффективным, прозрачным и ориентированным на граждан Реальность зачастую не совпадает с риторикой. Во многих случаях изменения регламентов, оргструктур и административных процессов не приводили к прогнозировавшимся изменениям в поведении госслужащих и культуры госслужбы Реальность зачастую не совпадает с риторикой. Во многих случаях изменения регламентов, оргструктур и административных процессов не приводили к прогнозировавшимся изменениям в поведении госслужащих и культуры госслужбы Модернизация зависит от странового контекста. Одни и теже инструменты модернизации работают по разному и дают разные результаты в контекстах различных стран Модернизация зависит от странового контекста. Одни и теже инструменты модернизации работают по разному и дают разные результаты в контекстах различных стран Для разработки стратегии реформ большое значение имеет понимание динамики государственной административной системы (машины). Помимо динамики каждая система имеет свой баланс сдержек и противовесов и риски, отражающие уникальную историю развития системы, культуру и институциональную структуру. Для разработки стратегии реформ большое значение имеет понимание динамики государственной административной системы (машины). Помимо динамики каждая система имеет свой баланс сдержек и противовесов и риски, отражающие уникальную историю развития системы, культуру и институциональную структуру. Для реформирования необходимо принятие холистического подхода, т.е. подхода, охватывающего все правительство Для реформирования необходимо принятие холистического подхода, т.е. подхода, охватывающего все правительство Реформы должны быть непрерывными Реформы должны быть непрерывными
Состояние госуправления в России отрицательная оценка гражданами деятельности государственных служащих (более 71% опрошенных, по данным ФОМ), качества оказываемых государственных услуг (только 14% опрошенных удовлетворены качеством государственных услуг) запредельные издержки бизнеса на преодоление административных барьеров (по оценкам, в среднем 8,5% выручки малых предприятий) и коррупцию (90-е место наряду с Гамбией, Индией, Мозамбиком, Непалом, Танзанией по индексу восприятия коррупции, по данным Transparency International) низкая эффективности госуправления в международных сопоставлениях (место России по эффективности государственного управления из 209 стран - индекс GRIСS - в последней трети рейтинга)
Качественное госуправление (good governance) * *Источник: ООН ( Составляющие качественного госуправления Подотчетность (ответственность) Прозрачность (открытость) Оперативность Равенство и недискриминация Ориентация на консенсус Совместная работа граждан и власти Главенство права Результативность и эффективность Возможно влияние через внедрение ИКТ (по мнению экспертов МЭРиТ)
Проблема: качество государственного управления Индикатор Результат Индекс качества регулирования Мирового Банка 31.5 (рядом с Пакистаном, Нигерией) 30.5 (рядом с Китаем, Вьетнамом) Ухудшился Индекс коррупции Transparency International 76-е место (рядом с Вьетнамом, Венесуэлой) 90-е место (рядом с Индией, Мозамбиком) Ухудшился Индекс непрозрачности Kurtzman Group Не велся 46 пунктов, 40 место из 48 крупнейших стран (рядом с Индонезией, Китаем) Незначительное улучшение с 2000 года
Пример: цена непрозрачности Уровень непрозрачности России в 46 пунктов увеличивает стоимость кредитных ресурсов на 5,64% годовых по сравнению с США*. Уровень непрозрачности России в 46 пунктов увеличивает стоимость кредитных ресурсов на 5,64% годовых по сравнению с США*. Сокращение уровня непрозрачности на 1 пункт** в среднем совпадает с: Сокращение уровня непрозрачности на 1 пункт** в среднем совпадает с: –увеличением среднегодового ВВП на душу населения на $986 –увеличением процента прямых иностранных инвестиций по отношению в ВВП на 1% –сокращением инфляции на 0,46% * Данные Milken Institute ** Данные Kurtzman Group,
25 октября 2005 г. распоряжением 1789-р утверждены Правительством Российской Федерации: Концепция административной реформы и Концепция административной реформы и План мероприятий по ее проведению в годах План мероприятий по ее проведению в годах Механизм решения (ar.economy.gov.ru)
Цели административной реформы и критерии их достижения ЦЕЛИПОКАЗАТЕЛИ Повышение качества и доступности государственных услуг Снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров Оценка гражданами деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, связанных с государственных регулированием экономики Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Место России в рейтинге стран по качеству государственного управления
Координация программ реформирования Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации ( годы)» Федеральная целевая программа «Электронная Россия ( годы)» Координационный совет «Создание нормативной базы государственной гражданской службы» Административная реформа в Российской Федерации Координационный совет «Технологии электронного правительства» 2004
Базовые институты госуправления Применение ИКТ Учет Административ- ные процессы Контроль Раскрытие информации Достоверность Официальность Через Интернет Без участия госслужащих Аудит процессов, а не результатов Независимый аудит Формальный язык описания Перевод в электронную форму Легальность электронного учета Регламентация учета
Распределение ролей ФункцияМЭРиТМИТС Другие ведомства Разработка методологии и нормативной базы Экспертиза проектов других ведомств СтандартизацияРосстандарт Инфраструктура электронного нотариата Росархив, Минюст Инфраструктура электронного раскрытия Минпечати, аппарат Правительства «Электронная» фельдпочта ФСО Телекоммуникационная инфраструктура Распределенная Пилотные проекты для проверки подхода Заинтересованные ФОИВ
Истины 3 и 4 – не требуют пояснения Технопарк отличается от особой экономической зоны отсутствием необходимости государству вкладываться в развитие его инфраструктуры. Технопарк отличается от особой экономической зоны отсутствием необходимости государству вкладываться в развитие его инфраструктуры. Собственный фонд развития ИТ- инноваций при Мининформсвязи лучше, чем фонд Минэкономразвития. Собственный фонд развития ИТ- инноваций при Мининформсвязи лучше, чем фонд Минэкономразвития.
Спасибо за внимание! Вопросы есть?