Психолого- педагогические проблемы подготовки школьников к ЕГЭ.
Несмотря на то, что ЕГЭ стал нормой жизни для всех школ, перед педагогами по-прежнему остро стоит проблема обеспечения эффективной подготовки выпускников к его сдаче
Методические рекомендации учителям по подготовке учеников к экзамену.
Чем и как может помочь учитель ребенку? Какие хитрости и особенности детской психики должен знать преподаватель, чтобы психологически помочь ребенку справиться с различными проблемами. Об этом и пойдет речь.
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и пр.
Важно для всех детей: -Поговорить с ребенком, на какую оценку он претендует, помочь ему разработать стратегию действий; -Помочь каждому осознать особенности своего способа учебной деятельности и свои личностные особенности.
Правополушарные» дети «Тревожные» и «неуверенные» дети Дети, «испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации» «Перфекционисты» и «отличники» «Астеничные» дети «Гипертимные» дети «Застревающие» дети
Краткая психологическая характеристика и стратегии поддержки «Правополушарные» Богатое воображение, развито образное мышление; запоминание на основе ассоциаций, метафор, аналогий; трудности в структурировании, составлении конспектов, планов, выделении главного, хорошо обобщают. дети Учить выделять главное Важно задействовать воображение и образное мышление Учить вчитываться в текст, особенно в задания группы С Использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки.
«Тревожные» и «неуверенные» дети. Учебный процесс сопряжён с определённым эмоциональным напряжением; часто перепроверяют сделанное, исправляют написанное; при ответе пристально наблюдают за реакциями взрослого, задают уточняющие вопросы, часто переспрашивают; грызут ручку, теребят пальцы или волосы. §Важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе §Не нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена §Важно обеспечить ощущение эмоциональной поддержки, ситуации успеха на самом экзамене.
Дети, «испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации» Характеризуют как «невнимательных», «рассеяных»; очень низкий уровень организации деятельности; неустойчивая работоспособность, частые колебания темпа деятельности; нерационально используют отведённое время. На этапе подготовки важно научить использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Во время экзамена требуется помощь в самоорганизации. Привлекать родителей для помощи детям организовывать деятельность и структурировать время.
«Перфекционисты» и «отличники». Отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью; стремятся выполнить задание лучше всех; чувствительны к похвале; очень высокий уровень притязаний; крайне неустойчивая самооценка. Важно помочь детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Во время экзамена помочь распределить время и скорректировать собственные ожидания.
«Астеничные» дети. Высокая утомляемость, истощаемость; во время уроков ложатся на парту, подпирают голову рукой или раскачиваются; на экзамене высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. Важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребёнок не сможет соответствовать. Оптимальный режим подготовки, перерывы в занятиях, витамины. Родителям стоит получить консультацию врачей- специалистов. Обучить детей упражнениям для поддержания работоспособности.
«Гипертимные» дети Быстрые, энергичные, активные, не склонны к педантизму; высокий темп деятельности, импульсивны; быстро и небрежно выполняют задания, не проверяют и не видят своих ошибок; невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Основной принцип: «Сдал-проверь», важно научить ребёнка проверять свою работу. Не пытаться изменить темп деятельности. Создавать ощущение важности ситуации экзамена. Во время экзамена напоминать о необходимости самоконтроля, посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была минимальна.
«Застревающие» дети. Низкая подвижность, лабильность психических функций, трудности переключения; долго настраиваются и вникают при выполнении задания, если торопить – темп деятельности снижается; медлительны, никогда не укладываются в отведённое время. Развивать умение переключаться (использовать часы). Нельзя торопить, от этого темп деятельности только снижается.
АУДИАЛЫ И КИНЕСТЕТИКИ Краткая психологическая характеристика Известно, что у человека три основные модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации. Обучение в школе обычно включает опору на все три модальности (устный рассказ, наглядное пособие, практическая работа), что в целом позволяет усваивать программу детям всех трех групп.
Основные трудности В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для детей аудиалов и кинестетиков. Стратегии поддержки на этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.
Удачи вам, сельские и городские, Уважаемые учителя! Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы, Удачи! Особенно по утрам, Когда вы входите в школьные классы, Одни как в клетку, другие как в храм. Р. Рождественский