Психология формирования ученического коллектива
Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и закономерности становления ученического коллектива. Знание механизма формирования коллектива- залог успешной работы классного руководителя.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Определение понятия коллектива. 2. Признаки коллектива. 3. Отношения в коллективе. 4. Коллективистские отношения. 5. Структура коллектива. 6. Ценности коллектива. 7. Психологический климат. 8. Условия эффективности деятельности коллектива. 9. Этапы развития коллектива.
Коллектив – это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. В.Г.Крысько
Признаки коллектива 1. Общественно-полезная цель. 2. Отношения, соответствующие общественным нормам.
Коллективистские отношения характеризуются: 1. Ответственностью. 2. Коллективизмом. 3. Сплоченностью. 4. Контактностью. 5. Открытостью. 6. Организованностью. 7. Информированностью.
Структура коллектива 1. Позиция. 2. Статус. 3. Внутренняя установка. 4. Роль. 5. Композиция. 6. Каналы коммуникаций.
Позиция-официальное положение человека в коллективе. Статус-неформальная характеристика индивида в коллективе, степень его авторитетности. Внутренняя установка- личное,субъективное восприятие человеком своего собственного статуса.
Роль-нормативно заданный, одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека. Композиция коллектива- характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава коллектива.
Каналы коммуникаций - это структура взаимодействия участников коллектива, обмена информацией между ними.
Структура коллектива определяется целями и задачами коллектива 1. Если задача состоит в совершенствовании системы общения в коллективе, то внимание следует обратить на каналы коммуникаций. 2. Если нужно решить быстро и оперативно конкретные задачи, то следует изучить композицию коллектива. 3. Если задача – изучить положение отдельного ученика в коллективе, то необходимо сделать анализ ролей и внутренних установок.
Ценности коллектива - принятые и разделяемые членами данного коллектива правила, образцы, на которые в своем поведении они ориентируются. Ценностные ориентации - отношение человека к обществу.
Отличие групповых норм от ценностных ориентаций Групповые нормы регулируют поведение школьников как бы снизу,со стороны самого коллектива Ценностные ориентации воспитываются в детях сверху, обществом. Они отражают культуру общества. Ценностные ориентации являются социально- психологической основой для существующих в коллективе норм.
Традиции - сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время,привычные способы общения и осуществления совместной деятельности. Обычаи - это воспринятый из прошлого образец поведения, воспроизводимый в его неизменном виде. Ритуал- строго регламентированный порядок действий.
Социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, обычаи, ритуалы коллектива образуют социально- психологическую основу «чувства Мы».
Общественное мнение коллектива- это отношение учеников к различным явлениям окружающей действительности. Выражается в форме суждений, разделяемых большинством членов коллектива.
Характеристики общественного мнения 1. Единодушие. 2. Разногласие. Форма выражения общественного мнения: осуждение, радость, восторг, огорчение,негодование. Источники формирования общественного мнения: знания на уроках, радио, ТВ, суждения авторитетных сверстников, чтение.
Психологический климат коллектива- это сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний. Психологически здоровый коллектив характеризуется высокой нравственной атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности,взаимной требовательностью.
Условия эффективности деятельности коллектива Формальные и содержательные характеристики коллектива. Формальные характеристики: количество членов, структура, композиция, каналы коммуникаций, роли, статусы, личные взаимоотношения, обязанности членов в коллективе.
Содержательные характеристики, отражающие психологию коллектива: Межличностные отношения. Коллективные нормы и ценностные ориентации. Общественное мнение. Обычаи, традиции. Внутренние установки.
Этапы развития ученического коллектива по А.Н. Лутошкину (педагогическая характеристика) Песчаная россыпь Мягкая глина Мерцающий маяк Алый парус Горящий факел
Психологическая характеристика коллектива по Л.И.Уманскому Диффузная, формальная группа. Ассоциация. Кооперация. Автономия. Коллектив.
Литература Лутошкин А.Н.Как вести за собой.,1978. Немов Р.С.,Кирпичник А.Г.Путь к коллективу.М..,1988. Нечаев М.П.Управление воспитательным процессом в классе.М,2007. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ/ПОД РЕД.Е.Н.СТЕПАНОВА.М…2006. ФРИДМАН Л.М.,ВОЛКОВ К.Н.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА- УЧИТЕЛЮ. М..,1985. ЩУРКОВА Н.Е. ВЫ СТАЛИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ.М..,1986.