«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет, несущий в себе задачи эстетического воспитания». М.А.Рыбникова
Основные принципы: Принцип системности Эстетический принцип Принцип эмоциональности Принцип преемственности
Особенности курса литературного чтения: 1. Развитие личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры; становление основ читательской деятельности, а также компонентов учебной деятельности; обеспечение дифференцированного обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика; 2. Учебно-методические комплекты для каждого года обучения; 3. «Нерасчленённость» и «переплетённость» классного и внеклассного чтения, т.е. единый курс литературного чтения; 4. Комплекс задач: нравственно-эстетическое развитие, и развитие восприятия литературного произведения как произведения искусства, и совершенствование навыка и выразительности чтения, и обогащение речи школьника средствами литературы; 5. Работа с текстом произведения позволяет постепенно осваивать языковую культуру, обогащать эмоциональную сферу ученика эстетическими переживаниями.
Критерии литературного развития 1.Уровень начитанности школьника 2. Сформированность познавательного интереса
Уроки слушания Специфика уроков слушания -восприятие литературного текста - увидеть и понять подтекст
Три вида учебного материала: Тексты для отработки навыка чтения и формирования различных читательских умений; Произведения, развивающие воображение и мышление младших школьников; Произведения и детские книги для самостоятельного чтения, позволяющие отрабатывать умение читать «про себя», развивать самостоятельность и накапливать читательский опыт.
Основные направления работы на уроках литературного чтения Развитие навыка чтения; Развитие восприятия художественного произведения; Усвоение литературоведческих понятий; Развитие речевых умений; Развитие творческой деятельности учащихся; Формирование и развитие читательских умений; Нравственно-эстетическое воспитание.
Жанр «Заместитель» (фигура) Тема «Заместитель» (цвет) РассказО Родине Сказка О детях Стихотворение О природе Басня О животных Былина, легенда О волшебстве И приключениях Загадка Пословица Моделирование на уроках слушания Памятка ?
Модель первой страницы обложки (пример):
Использование «заместителей» героев З ЗВЗМ
Основные образовательные линии в 3 классе Первая линия обеспечивает полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфика его литературной формы (жанра). Выявляется точка зрения писателя, формируется позиция (отношение) читателя. Вторая линия определяет систему работы над навыком чтения. Следует обратить внимание на то, что основными видами чтения в третьем классе являются самостоятельное чтение, чтение молча и выразительное чтение. Третья линия предполагает включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением. Четвёртая линия обеспечивает формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова. Пятая линия расширяет круг чтения учащихся (постоянно включается работа с детскими книгами), обеспечивает формирование читательских умений, создаёт литературное пространство, соответствующее возрастным особенностям детей. При этом через все уроки литературного чтения проходит линия речевого развития ребёнка. Осознать учебную задачу (что нужно сделать и зачем), Понять (подумать), как выполнить задание и Проконтролировать и оценить свою работу.
Структура учебника Блоки содержания Писатель Жанр Задача чтения, установка (писатель, жанр) Тексты Задания, организующие целостное восприятие произведения Справочный материал (о жанре, писателе, словарь) Текст для чтения молча (про себя) Текст для слушания (писатели о писателях, воспоминания письма, очерки Проверь себя Книжная полка