Московский городской педагогический университет Учебный проект «Живут народы разные в России с давних пор…» Авторы: Баранова Е.В., Коробанова Ж.В. Москва 2007
Аннотация Участники Предметная область Данный проект предназначен для учащихся 4 класса, охватывает темы «Народы и национальности», «Межнациональное общение». Проект будет способствовать формированию этнической толерантности учащихся. Проект долгосрочный рассчитан на учебный год. Учащиеся 4 класса «А» школы 1213 Окружающий мир и природоведение Чтение Психология
Методические задачи Освоить представление об этносе, национальной традиции, национальном характере. Научиться навыкам межнационального общения. Научить пользоваться Microsoft PowerPoint и Microsoft Publisher для оформления результатов. Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно. Дидактические задачи Воспитание этнической толерантности через повышение этнокультурной компетентности. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения. Формирование критического мышления, навыков работы в команде.
Учебные темы программы Основополагающий вопрос: Почему человечество разделено на народы? Вопросы Проблемные вопросы: Что означает название народа «татары»? Какие семейные обряды и традиции есть у татар? Какие сказки читают татарским детям? Чем отличается татарский национальный костюм? Каковы особенности татарской национальной кухни? «Народы и национальности» «Межнациональное общение»
Деятельность учащихся самостоятельный поиск учащимися информации; групповая работа учащихся над исследованиями; обсуждение полученной информации в рамках круглого стола в классе
Темы самостоятельных исследований учащихся Особенности национальной кухни. Семейные обряды и традиции татар. Происхождение названия народа «татары» Национальная одежда татар. Татарские народные сказки.
План проведения проекта ЭтапСодержание деятельностиНеобходимое время Введение в тему Обсуждение проблемы15 минут Организация групп Учащиеся делятся на мини- группы по 6 человек 20 минут Самостоятельна я деятельность Работа в микрогруппах по заданному направлению 2 недели Оформление результатов Составление альбомов с фотографиями, рисунками татарской национальной одежды, буклетов, презентаций, сборника рецептов татарской национальной кухни, постановка спектакля по мотивам татарской народной сказки 1 неделя Подведение итогов Защита и оценивание результатов в течение недели
Материалы учебно-методического пакета Описание учебного проекта и материалов УМП к нему («визитка»)визитка Примеры работ учащихся: презентация ученика «Кто такие татары?»Кто такие татары? презентация ученика «Национальная одежда татар»Национальная одежда татар публикация ученика «Живут народы разные»Живут народы разные публикация ученика «Приглашение на сказку»Приглашение на сказку Web-сайт проектаWeb-сайт проекта Критерии оценки работ учащихся (презентации, публикации)презентациипубликации Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся (тест, кроссворд)тесткроссворд Методические материалы учителя : (статья)статья Организационные документы (журнал)журнал План проведения проекта Список использованных материалов
Контактная информация Баранова Елена Васильевна, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования МГПУ Коробанова Жанна Владимировна, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования МГПУ