Тема урока: «Классификация профессий по целям труда, по орудиям и условиям труда»
Цели урока: Обучающие: научить обобщать, систематизировать и классифицировать знания о профессиях. Воспитывающие: воспитывать и формировать всесторонние интересы, гармонически развитую личность, отвечающую за свой выбор. Развивающие: развивать логическое и творческое мышление, внимание, восприятие и мышление.
Оборудование и принадлежности: 2 кроссворда Таблица «классификации профессий по основным признакам» Карточки с заданиями Карточки сигналы.
План урока Этап урокаПриемы и методыВремя Организационный момент Актуализация знаний учащихся, знакомство с темой урока, постановка целей урока 5-7 минут Проверка домашнего задания, сообщение новых знаний и практическая работа учащихся Изучение нового материала минут Завершение урокаПодведение итогов урока, домашнее задание 5-7 минут
Ход урока: Решение кроссворда 1. Профессия, связанная с эксплуатацией технического средства, участвующего в перевозке грузов и людей. 2. Профессия, связанная с созданием, монтажем или наладкой технических устройств высшего звена. 3. Профессия, связанная с ремонтом и наладкой техники. 4. Профессия, связанная с эксплуатацией техники применяемой при высотном строительстве. 5. Профессия, связанная с эксплуатацией техники в легкой промышленности. Обычно работают женщины. 6. Профессия, связанная с эксплуатацией технического средства, используемого в тяжелой промышленности, работа связана с использованием станка. 7. Профессия, связанная с созданием, монтажем, сборкой и наладкой технических устройств, когда нужно соединить вместе металлические или стальные детали.
Решение кроссворда 1. Профессия, связанная с уходом за растениями и животными. 2. Профессия, связанная с изучением живой и неживой природы, работающий в лаборатории. 3. Профессия связанная с уходом за растениями и животными, работа связана с защитой и выращиванием многолетних зеленых насаждений. 4. Профессия, связанная с изучением живой и неживой природы, работа заключается в помощи растениям сельскохозяйственного профиля не болеть, развиваться и улучшать свои сортовые качества. 5. Профессия, связанная с изучением живой и неживой природы, задача которой состоит в поиске полезных ископаемых. 6. Профессия, связанная с уходом за растениями и животными, цель которой обеспечить население фруктами. 7. Профессия, связанная с изучением, планированием, выращиванием сельскохозяйственной продукции высшего звена.
Работа по карточкам Какие типы профессий мы с вами вспомнили? Какие типы профессий мы еще не охватили своим вниманием?
Проверка домашнего задания Заслушивание рефератов (два реферата)
Новый материал По целям труда Классы проф. По предметам труда Типы проф. По орудиям труда Отделы проф. По условиям труда Группы проф. ГностическиеЧеловек-природаПроф.ручного трудаОткрытый воздух ПреобразующиеЧеловек-техникаПроф. механизир.трудаБытовой микроклимат ИзыскательскиеЧеловек-человек Проф. автоматизирован. труда Необычные условия труда Человек-знаковая система Проф.с функцион Орудиями труда Повышенная моральная ответственность Человек – художественный образ
Классификация по целям труда: Гностические профессии Преобразующие профессии Изыскательские профессии
Закрепление нового материала 1. Приемщик сельскохозяйственной продукции (Г) 2. Инженер теплотехник (П) 3. Зоотехник селекционер. (И) 4. Киносценарист (И) 5. Фотолаборант.(П) 6. Адвокат (П) 7. Модельер (И) 8. Воспитатель детского сада (П) 9. Антиквар (Г) 10. Контролер музыкальных инструментов (Г) 11. Швея (П) 12. Ученый (И) 13.Бухгалтер (П) 14. Строитель (П) 15. Санитарный врач (Г) 16. Социальный работник (П) 17. Инженер – конструктор (И) 18. Следователь (Г) 19. Журналист (Г) 20. Живописец (И) 21. Кондитер (П) 22. Станочник (П).
Деление профессий по условиям труда Открытый воздух – профессии связанные с пребыванием на открытом воздухе. 1. Бухгалтер. 2. Телефонист. 3. Архитектор ландшафта. 4. Садовод. 5. Полевод. 6. Агроном 7. Учитель. 8. Учитель трудового обучения. 9. Писатель
Бытовой микроклимат – работа связана с работой в помещении, в условиях бытового микроклимата. 1. Бухгалтер. 2. Садовод. 3. Полевод. 4. Швея мотористка 5. Фотограф 6. Чертежник 7. Программист. 8. Экономист 9. Агроном
Следующий признак, по которому классифицируются профессии – это орудия труда. какие профессии относятся к профессиям механизированного труда? (тракторист- машинист, монтажник, водитель, инженер- гидротехник, оператор трюковых съемок, токарь, слесарь, машинист электровоза). какие профессии относятся к профессиям ручного труда (скульптор, художник, гравер, кружевница, стеклодув, резчик по дереву, пчеловод, ювелир гравер)
Как вы думаете, какие профессии относятся к профессиям автоматизированного труда? (Печатник, сталевар, оператор прокатных линий, оператор автоматических линий, кинооператор, монтажист звукозаписи). Как вы думаете, какие профессии относятся к профессиям связанным с функциональными орудиями труда? (учитель, артист, гид, дегустатор, ученый, певец).
Необычные условия – условия, вызывающие психофизическую напряженность, риск для жизни, сложные аварийные ситуации. 1. Полевод. 2. Монтажник-высотник. 3. Пожарник. 4. Инструктор альпинист. 5. Космонавт. 6. Модельер. 7. Бухгалтер 8. Экономист 9. Цирковой гимнаст.
Повышенная моральная ответственность – эти профессии связаны с ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей, за большие материальные ценности. 1. Пожарник 2. Учитель. 3. Врач. 4. Писатель. 5. Экономист. 6. Директор. 7. Актер. 8. Преподаватель 9. Космонавт
Закрепление новой темы. 1. На какие классы делятся профессии по целям труда? 2. Чем отличаются гностические профессии от преобразующих? 3. Какова специфика изыскательских профессий? 4. На какие отделы делятся профессии по орудиям труда? 5. Какова особенность профессий ручного труда? 6. В чем отличие профессий механизированного труда от профессий автоматического труда? 7. Как выглядят функциональные орудия труда? 8. На какие группы делятся профессии по условиям труда?
Домашнее задание: подготовиться к ответам на вопросы по данной теме. Охарактеризовать интересующую вас профессию по классификации Климова.