Тема: «Причастный оборот. Его роль в речи. Выделение причастного оборота на письме». Цели урока для учащихся: 1. Понять, что такое причастныйоборот; 2. Научиться находить его; 3. Научиться выделять на письме. Задание: прочитайте внимательно тему урока и скажите: что вы должны узнать и чему должны научиться на сегодняшнем уроке? (после ответов учеников, кликнуть по красному прямоугольнику и отодвинуть его в сторону).
1). Солнце, которое только что выглянуло из-за туч, снова скрылось. 2). Солнце, выглянувшее из-за туч, снова скрылось. ОПРЕДЕЛИТЕ: 1. Что общего у этихпредложений? 2. Чем они отличаются? Сформулируйте определение причастного оборота (причастный оборот выделен цветным шрифтом) причастиe Из -за чего? Зависимое слово Кликни по эллипсу
,, Определяемое слово Зависимое слово Прич. ПОСМОТРИТЕ НА СХЕМЫ И СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРАВИЛО ВЫДЕЛЕНИЯ / НЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ЗАПЯТЫМИ При формулировке правила используйте алгоритм: ЕСЛИ, ТО.
ЗАДАНИЕ: Определите, в каких из этих предложений нет причастного оборота. 1). Выгнувшаяся под солнцем дугой семицветная радуга кажется нам чем-то волшебным, таинственным. 2). Семицветная радуга, которая выгнулась под солнцем дугой, кажется нам чем-то волшебным, таинственным. 3). Семицветная радуга, выгнувшаяся под солнцем дугой, кажется нам чем-то волшебным, таинственным. 4). Выгнувшаяся семицветная радуга кажется нам чем-то волшебным, таинственным. ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 2, 4 Кликни и отодвинь.
ЗАДАНИЕ : Придумайте и запишите, подходящий для каждого изображения Причастный оборот + определяемое слово (позиция определяя - немого слова по отношению к причастному обороту любая).
( Примечание: кликнув по картине и, отодвинув её в сторону, открыть текст стихотворения М.Ю.Лермонтова Родина. Причастные обороты, которые понадобятся для проверки выборочного диктанта выделены цветным шрифтом). Слушаем аудио Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю за что, не знаю сам Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой многим незнакомой Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. е М.Ю. Лермонтова РОДИНА (М.Ю. Лермонтова). Выборочный диктант (выписать только при- Частные обороты с зависимыми словами. Поставить, если нужно, запятые)
Домашнее задание: 1. Выполнить упражнение В тетрадь по литературе выписать из выборочного диктанта причастные обороты и написать, для чего (по- вашему мнению) они были использованы М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Родина». (для выполнения данного задания воспользуйтесь материалом сайта: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ: Напишите небольшой художественный текст до 5 – 10 предложений (тип текста по- вашему выбору), используйте в нём предложения с причастными оборотами. Внимание! Это не означает, что причастный оборот должен быть в каждом предложении.
В презентации были использованы анимированные изображения, взятые с сайтов: