Литература 1. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория отраслевых рынков. М.: Магистр, Вольчик В.В. Лекции по экономике отраслевых рынков Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. Минск: Новое знание, Порезанова Е.В. Экономика отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей. Саратов: Лотос, Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА - М, 1997.
Тема 1. Возникновение и развитие научной дисциплины «Экономика отраслевых рынков» 1. Предмет и методы экономики отраслевых рынков 2. Основные проблемы экономики отраслевых рынков
Возникновение дисциплины Экономика отраслевых рынков как самостоятельная научная дисциплина ведёт свою историю от середины ХХ века. Многие связывают её возникновение с представителями двух экономических школ - Гарвардской и Чикагской
Различные варианты названия дисциплины Industrial Economics (экономика отрасли) Industrial Organization (организация отрасли) Теория организации отраслевых рынков Теория организации промышленности Экономическая теория отраслевых рынков Экономика отраслевых рынков Nozaru tirgus ekonomika
Предмет экономики отраслевых рынков Описание того, как хозяйственная деятельность разделена между фирмами Р. Коуз
Определение экономики отраслевых рынков Наука о том, как в различных рыночных условиях производственная деятельность посредством рыночного механизма приводится в соответствии со спросом на товары и услуги, и как несовершенство рыночного механизма и изменения в нём влияют на прогресс, достигнутый в удовлетворении экономических потребностей Ф. М. Шерер, Д. Росс
Общие признаки экономики отраслевых рынков с микроэкономикой изучение взаимодействия потребителя и производителя; определение влияния рынка на действия производителя и потребителя; анализ ценообразования в различных условиях; учёт различных переменных, влияющих на результат деятельности.
Отличительные признаки Микроэкономика учёт наиболее существенных переменных; создание общих моделей Экономика отраслевых рынков учёт многочисленных дополнительных количественных и качественных переменных; создание более конкретных моделей, опираясь на микроэкономику, с наиболее полным учётом практики (эксперимента)
Два подхода в изучении отраслевых рынков Системный подход Экономисты Гарвардской школы, профессора Э. Майсон и Д. Бейн Разработана парадигма «Структура - поведение - результат» Микроэкономический подход Экономисты Чикагской школы, Д. Стиглер и др. Подход с точки зрения теории ценообразования, использующий микроэкономические модели
Парадигма «Структура - поведение - результат» (первоначальный вариант)
Парадигма «Структура - поведение -результат» (уточнённый вариант)
Необходимость государственного регулирования рынка вызвана ситуациями, когда рынок, в силу различных причин, оказывается в кризисной ситуации
Роль государственной политики в отношении отраслевых рынков определяется ответами на вопросы Насколько серьёзным является кризис рынка? Сколько времени необходимо рыночному механизму для самостоятельного возвращения в нормальное состояние? Насколько эффективным будет вмешательство государства в улучшение ситуации на рынке? Сколько времени потребуется для реализации государственной политики? Насколько велики затраты на проведение государственного вмешательства?
Направления государственной политики Государственное регулирование; Антимонопольная политика; Барьеры для входа на рынок; Налоги и субсидии; Инвестиционная политика; Политика в области занятости; Макроэкономическая политика.
Факторы, которые способствовали развитию микроэкономического подхода в изучении отраслевых рынков достижение в области теории ценообразования - в структурах, отличных от совершенной конкуренции и монополии; доступность статистической информации на микроэкономическом уровне
Исследования поведения фирм и функционирования отраслевых рынков, в условиях, отличных от совершенной конкуренции (до выделения экономики отраслевых рынков в самостоятельную научную дисциплину) в ХIХ веке достижения А. Курно и Ж. Бертрана в теории олигополии в 30-х годах ХХ века разработка Э. Чемберлином модели монополистической конкуренции
Модель монополистической конкуренции сформировала концепцию дифференциации продукта; показала роль входа на рынок новых фирм; связала в одном типе рынка черты совершенной конкуренции и монополии; выявила новые возможности теоретического анализа монополистической конкуренции.
Основные направления развития микроэкономического подхода в изучении отраслевых рынков применение теории игр к моделям олигополии, что позволило анализировать стратегическое взаимодействие фирм; разработка формальных моделей, позволяющих оценить влияние различных параметров рынка на равновесные цены и объёмы производства; развитие эконометрических исследований.
Основные проблемы теории отраслевых рынков 1) Что представляет собой рынок отдельного товара в мире дифференцированных продуктов, где пролегают его границы? Не обозначив границы рынка, невозможно оценить степень его монополизации (концентрации) и определить адекватные формы государственного вмешательства.
Основные проблемы теории отраслевых рынков 2) Какие факторы определяют размер фирм, или почему отдается предпочтение внутрифирменной координации, в одних случаях, а рыночной в других? Эмпирической и теоретической проверке подвергаются экономия от масштаба и разнообразия, вертикальная интеграция фирм, трансакционные издержки.
Основные проблемы теории отраслевых рынков 3) Какой элемент рыночной структуры является ключевым? Исследованию подвергаются: барьеры для входа и выхода, дифференциации продукта, концентрация покупателей и продавцов
Основные проблемы теории отраслевых рынков 4) Действительно ли фирмы максимизируют прибыль или они преследуют иные цели? Наряду с традиционной гипотезой исследуются предположения о: максимизации выручки, темпов роста, стремление управляющих к расширению власти.
Основные проблемы теории отраслевых рынков 5) Каков характер практического ценообразования фирм с рыночной властью и каковы его последствия для благосостояния? Много внимания уделяется изучению положительных и отрицательных с точки зрения благосостояния последствий различных форм ценовой дискриминации, н также разнообразных условии, которые производители навязывают оптовым и розничным торговцам.
Основные проблемы теории отраслевых рынков 6) Способны ли уже существующие фирмы предотвратить вход в отрасль новичков или вытеснить часть имеющихся фирм? Здесь внимание уделяется стратегическому взаимодействию фирм, а также различного рода барьерам, как институциональным так и неинституциональным.
Основные проблемы теории отраслевых рынков 7) Какие факторы облегчают или затрудняют сговор и иные формы координации? Эти вопросы затрагивают способность фирм воздействовать на структуру рынка и тем самым активно воздействовать на свою прибыль и положение на рынке.
Основные проблемы теории отраслевых рынков 8) Насколько значительно отклонение от конкурентного идеала рынков с рыночной властью? Предлагаются различные подходы к оценке ущерба, который терпит общество от монополизма. Результаты существенно зависят от предположений, закладываемых в расчеты, и значительно расходятся - от нескольких до десятков процентов.
В последние десятилетия в экономике отраслевых рынков получили существенное развитие 3 направления исследований: применение теоретико-игровых моделей в анализе олигополистических рынков; использование теории трансакционных издержек при сравнительном анализе рынков; разработка теории состязательных, или квазиконкурентных, рынков.
Выделяют два типа состязательных рынков: рынки, где цены превышают предельные и средние издержки, в результате чего многие фирмы могут войти на рынок; рынки, где цены упали ниже средних издержек, и многие фирмы могут оставить рынок.
Важность изучения экономики отраслевых рынков Исследования в этой области оказывают непосредственное влияние на определение и внедрение государственной политики ; Многие аспекты данной дисциплины остаются недостаточно исследованными; Изучение экономики отраслевых рынков могло бы оживить эмпирические исследования национальной экономики; Перспективы преподавания микроэкономики без изучения экономики отраслевых рынков, представляющей её эмпирическую основу, существенно ограничиваются.
Тематика курсовых работ Исследование отрасли (отраслевого рынка) в экономике страны (региона) Место фирмы в системе отраслевых рынков страны (региона) Эволюционные аспекты развития отрасли Условия входа и выхода на отраслевой рынок страны (региона)