Рекомендации к составлению конспекта урока (занятия) Методист отдела инновационной работы МОУ МЦ Антоневич А.Ю.
Конспект урока должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме.
Требования к содержанию: достижимость и четкость постановки целей и задач урока; наличие мотивации темы; соответствие содержания сформулированным целям; соответствие содержания уровню обучения; ориентация образовательного процесса на получение новых результатов (компетенции, универсальные умения); установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей; адекватность формы урока и используемых методов содержанию учебного материала; целесообразность выбора методов обучения, их соответствие содержанию и целям урока; целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока; создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и учителя; оптимальность и разнообразие приемов обратной связи; качество постановки учителем перед учащимися цели урока и подведения итогов.
Требования к структуре урока: соответствие структуры урока целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся; четкость структуры урока, выделение этапов урока.
Структура конспекта урока: Тема: Класс: Уровень: Тип урока: Вид урока: Цель: Задачи: Используемые методы и приемы: Оборудование: Ход урока: Используемые источники информации:
ТЕМА: название темы берете из учебных программ, из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
УРОК../.. : порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего перспективно- тематического (поурочного) планирования.
ТИП УРОКА: Определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть следующие: урок изучения нового материала, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок, и др.
ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока. Урок может быть традиционным, лабораторной работой, учебной лекцией, семинаром и проч.
ЦЕЛЬ УРОКА: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока (см. рабочую учебную программу)
Цель предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия (философский словарь)
Цель образования Усовершенствование человека в соответствии с идеалом (от греч. –идея, первообраз) «…поднять отдельное существо до всеобщей человеческой породы» Г. Гегель «…вырастить новую породу людей» И. Бецкой «…воспитать полезного гражданина, счастливого человека» Н.И. Новиков
Цели Идеальные Отражают общественные и педагогические идеалы, но они недостижимы Реальные Соотнесение идеальных образов с обстоятельствами жизни Формулируется при учете заказов всех заинтересованных сторон – общества, государства, семьи и ребенка, педагогов (модель выпускника) Актуальные и конкретные формулирует сам педагог в работе с классом, на основе понимания общих целевых ориентиров, принятых педагогическим коллективом. Краткосрочные программы, годовые планы.
Дерево целей Цели каждого занятия в течение года Цели работы на год Цели образования на каждой ступени Модель выпускника
Как ставить цель и задачи? Мы редко до конца понимаем, чего мы в действительности хотим. Ф. Ларошфуко 1. Цель - это результат деятельности (что я хочу получить в итоге работы). Формулировать цель при помощи существительного как части речи (т.е. что?) 2. Задача характеризует действия педагога по организации процесса, направленного для достижения цели. Формулировать задачи при помощи глагола как части речи ( т.е. ответить на вопрос «как?» вы будете достигать поставленную цель)
Как оценить результаты собственной деятельности? Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более. Аристотель Правило 1. Цель должна быть: реально достижимой, конкретной, обладать временной определенностью, гибкой, обладать способностью к корректировке при необходимости, диагностичной (КАК решается цель на всех этапах урока). Правило 2. Нужно различать результаты и эффекты своей деятельности. Помнить, что результаты есть следствие его целенаправленных действий, они «запрограммированы» Педагог несет ответственность за результаты. Эффекты возникают, как дополнительные результаты, как следствие актуализации возможностей тех или иных воспитательных средств. Эффекты могут быть спрогнозированы.
ЗАДАЧИ УРОКА: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.
ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА Образовательная: создавать условия для овладения учащимися системой знаний, умений и навыков (предметные результаты). Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения (Воспитательные задачи урока связаны с нравственными объектами: «я» сам; «я» и другие; общество, мир, коллектив, природа; труд; Родина и т.п.). (личностные результаты). Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение, восприятие и т.п. (метапредметные результаты).
Оценка цели и результатов проведенного занятия 1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятий. 2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 3. Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащегося (чему и в какой степени научились). 4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию). 5. Степень воздействия занятия на развитие учащегося (что способствовало их развитию).
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (компьютер, проектор, видеомагнитофон, документ-камеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА: 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.
Этапы урока Мотивационный этап: организационный момент, этап проверки домашнего задания, этап целеполагания, постановка задач урока, этап подготовки к усвоению нового материала. Операционный этап (формирование учебных действий): этап усвоения новых знаний, этап закрепления новых знаний, этап первичной проверки понимания нового материала, этап повторения пройденного материала, этап обобщения и систематизации новых знаний. Аналитический этап: формирование умений оценки и самоконтроля учащихся этап подведения итогов урока, этап рефлексии (выполнение цели и задач), этап комментирования домашнего задания.
ХОД УРОКА основная часть Вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы:
этапаРабота учителя, ссылки Работа ученика, ссылки В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.
Основа построения урока: Творческая дидактическая цель Тип урока структура урока Содержание Учебного материала методы обучения формы организации познавательной деятельности РЕЗУЛЬТАТ УРОКА
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ: здесь перечисляете все учебники, задачники, дидактические материалы, книги для внеклассного чтения, которыми Вы и дети пользовались при проведении урока. Не стесняйтесь вносить в этот список свой рабочий конспект, поурочное планирование, свои планы-конспекты других уроков и ссылаться на них в соответствующих местах разделов.
Конспект выполняется на стандартных листах формата А 4 с интервалом 1,5, шрифтом не менее 12-го, нумерация страниц сквозная, поля страниц – сверху и снизу по 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см., выравнивание основного текста – по ширине.
Используемые источники информации: 1. Кульневич С.В. Современный урок – М: изд-во «Учитель», Кульневич С.В. Анализ современного урока – М: изд-во «Учитель», Методическая работа в школе: Организация и управление. Под редакцией Поташника М.М.- М.: НИИУ ЭРО АПН СССР, Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести современный урок – Москва, 2003.