Содержание образования как ресурс развития субъектной позиции учащихся Семинар 3 в рамках ГЭП «Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей»
Содержание общего образования: Что передается ЗнанияСпособы Как передается Культурный опыт значимых видов деятельности Что образуется МировоззрениеСпособности Ценностные ориентации
« Частный» случай: Что передается Знания о ценностях Способы «оперирования» ценностями Как передается Ценностный опыт Что образуется Субъектная позиция
Виды ценностного опыта: эмоциональной идентификации с образцами соотнесения и критического анализа ценностного содержания ситуации проблематизации и рефлексии своей деятельности понимания ценностей других людей индивидуального или совместного поиска и постижения ценностей «порождения» ценностей личного поступка (совершения ценностного выбора)
Типы образовательных ситуаций: Освоение культурных ценностных образцов (моделей) 1 тип Совершение выбора 2 тип Проектирование и жизнетворчество на основе ценностей 3 тип
Культурные образцы как содержание образования Общая характеристика О бразец – «отлитое в культурную форму, свершившееся ценностное самоопределение» Образец содержит: - описание поведения (действия, способы мышления), - у казание на ценность, - эмоциональное отношение Виды культурных образцов Ценностные нормы и традиции определенной социальной общности и человечества Общественные, субкультурные и личные идеалы Художественные, мифологические и конкретно-исторические образы
Модели образовательных ситуаций: освоение культурных образцов 1 шаг Предъявление образца 2 шаг Описание и анализ образца (содержание определяется уровнем субъектности) 3 шаг Действие учащегося на основе образца 4 шаг Рефлексия и оценка учащимся собственного действия
Модели образовательных ситуаций: совершение выбора личное желание культурный образец Личный поступок Рефлексия выбора соотнесение выборвыбор
Модели образовательных ситуаций: ценностное проектирование ситуация ценностный анализ ситуации выбор цели Ценностная рефлексия выбор способов действия действие результат Ценностная рефлексия
Особенности работы с ценностными образовательными ситуациями на разных этапах развития субъектности ребенка Образовательная ситуация – Уровень субъектности – Ценностный опыт
Ценностное знание: Противоборство или взаимодействие разных систем ценностей Обретение и потеря ценности Ценностные понятия и системы ценностей Ценностные последствия событий или поступков Жизненный путь конкретного человека как ценностный опыт Ценностные метафоры и образы