«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.Сухомлинский ТрадициисемейногоЧтения
Группа «Теоретики» представляет Материалы исследования в проекте школьной библиотеки «Папа, мама, я – читающая семья»
Семейные чтения… От этих слов веет домашним уютом конца 19-го – начала 20-го вв. Веранды, чай для всех домочадцев, аромат душистых цветов в саду. Для нас это герои Тургенева, Чехова, Бунина. Чтение хорошей книги в кругу милых тебе людей, ее обсуждение – это всегда процесс совместного переживания («сопереживание», «сочувствие»), который дает возможность лучше понять себя, другого человека; это формирование единых духовных ценностей семьи, ее культуры
Любопытны следующие сведения ЮНЭСКО по опросу подростков за 2008 г Любопытны следующие сведения ЮНЭСКО по опросу подростков за 2008 г. Много читают – 16, 6 %; Читают легкое на досуге – 29,9%; Читают для учебы - 49%; Не любят читать - 17,2%.
Отставание в развитии речи трудности с восприятием информации на слух Резкое снижение фантазии и творческой активности Повышение детской жестокости и агрессивности. ПОСЛЕДСТВИЯ
Проблема чтения в наши дни приобрела мировой характер. Общественность бьет тревогу по поводу падения общего уровня культуры, справедливо связывая это в том числе и с падением престижа чтения. Наша школа обеспокоена сложившейся тенденцией. Эта проблема неоднократно звучала на педагогических советах, родительских собраниях. Один из путей решения проблемы – влияние на интересы подрастающего поколения не только через школу и библиотеку, но и через семью. Необходимо популяризировать семейное чтение, возродить его традиции, сформулировать основы.
Вопрос: Как это сделать? Ответ: через проект школьной библиотеки «Папа, мама, я – читающая семья».
Результаты исследования по проблеме семейного чтения в нашей школе 1)Дети и родители признают чтение как источник знаний для подготовки уроков-70% 2)На вопрос:Обсуждаете ли вы прочитанное в семье? Школьники 5-6 классов ответили: Школьники 5-6 классов ответили: Постоянно (30%)Постоянно (30%) Нет (22%)Нет (22%) Очень редко (53.7%)Очень редко (53.7%)
Как же возвратить интерес к чтению в семье? Если обратиться к интереснейшим документам прошлого – плакатам, призывающим к чтению, то можно заметить, как составители просто и доходчиво объясняли непреходящую и вечную ценность книги, грамоты. Поражают своим талантом краткие плакатные двустишия. Вот обращение к родителям: Чем ребят бранить и бить, Лучше книжки им купить. А вот это напоминание всем: Если книг читать не будешь, Скоро грамоту забудешь. Сильно действовал на пробуждение сознания плакат: Кто умён, А кто дурак! Один за книгу, Другой в кабак. Это были практические советы читателям.
Книга в русском плакате (20-30е г. 20 века)
Конечно, жизнь семьиМы теперь говорим: книга должна быть интереснее Интернета, интереснее клипа, интереснее телевизионных фильмов ужасов. Так что может вызвать интерес? Конечно, жизнь семьи. Конечно книга, которую помогает прочесть мама, папа, бабушка по ролям или обсудить её. до сих пор пока это будет формально, ничего не поможет. Есть еще одна особенность, если родители говорят с ребенком о родословной семьи: о бабушке, о дедушке, т.е. о том, что не может не быть интересным ребенку, что происходит с его близкими – это сближает его с семьей, а, значит, успех и в семейном чтении будет достигнут.
Советы от группы «Теоретики» Для возрождения традиций семейного чтения помогут: Листовки и буклеты. Алгоритм семейного чтения. Полезные советы родителям для воспитания любви к книгам. Полезные советы родителям для воспитания любви к книгам. Выставка книги поколений. Выставка книги поколений. Хорошее настроение и любовь к книгам. Хорошее настроение и любовь к книгам.
Алгоритм семейного чтения 1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату. 2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги. 5. После прочтения, спросите у ребенка понравилось ли ему прочитанное, чем. 3. Читайте вслух с ребенком не менее минут в день. 4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. 7.Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга? 6.Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. 8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение. Цель : прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя. 9. «Захотелось продолжить знакомство с другими книгами этого автора?» – спросите ребенка.
Полезные советы родителям для воспитания любви к книгам: 1. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении. Будьте Великим Проводником в мир книг, а не Великим Погонщиком и Оценщиком того, что и как читает ваш ребенок. 2. Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. 3. Поощряйте его чтение вслух. 4. Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно.
И напоследок… Вот я уже дорос до лета, Вот я уже дорос до лета, Я прожил дней - не сосчитать. Я прожил дней - не сосчитать. Теперь я знаю: счастье - это Теперь я знаю: счастье - это Приткнуться к маме и читать Приткнуться к маме и читать! Михаил Яснов
Список использованных материалов: 1. Тихомирова, И.И.Культура чтения в контексте российских традиций / И.И. Тихомирова //Школьная библиотека. – – 24 марта.Школьная библиотека 2. Тихомирова, И.И. Растим читателя-творца / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело С Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я Корнев, С. Традиция, постмодерн и вечное возвращение. - С. Традиция, постмодерн и вечное возвращение