Технология работы над ученическим проектом ГОУ СОШ 1384 с углубленным изучением математики имени А.А.Леманского
Цель : формирование познавательной активности учащихся; формирование познавательной активности учащихся; повышение интереса учащихся к обучению; повышение интереса учащихся к обучению; направленность учебно- воспитательного процесса на саморазвитие личности; направленность учебно- воспитательного процесса на саморазвитие личности; повышение качества знаний учащихся. повышение качества знаний учащихся.
Задачи : содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний; содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний; развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебной деятельности; развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебной деятельности; формирование исследовательских умений и навыков, знакомство с методами научного поиска; формирование исследовательских умений и навыков, знакомство с методами научного поиска;
учить работать с научной литературой; учить работать с научной литературой; отбирать, анализировать и систематизировать материал по выбранной проблеме; отбирать, анализировать и систематизировать материал по выбранной проблеме; учить ораторскому искусству, умению вести дискуссии, научному спору; учить ораторскому искусству, умению вести дискуссии, научному спору; способствовать профессиональному самоопределению и саморазвитию учащихся. способствовать профессиональному самоопределению и саморазвитию учащихся.
Этапы проектной деятельности : вводный;вводный; поисково- исполнительский;поисково- исполнительский; заключительный;заключительный; итогово-обобщающий.итогово-обобщающий.
Предлагаемая методика работы над проектом включает с себя 4 этапа: 1.Планирование работы над проектом. 2.Аналитический этап. 3.Этап обобщения. 4.Этап презентации полученных результатов работы над проектом.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1. Этап планирования работы над проектом: Коллективное обсуждение Коллективное обсуждение Получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы Получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы 2. Аналитический этап: Проводится поиск и сбор информации; Проводится поиск и сбор информации; Уточняется и формулируется собственная задача; Уточняется и формулируется собственная задача; Анализ полученных данных. Анализ полученных данных. 3. Этап обобщения информации: Систематизация полученных данных. Систематизация полученных данных. Выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов. Выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов. Обобщение информации полученной каждой группой. Обобщение информации полученной каждой группой. 4. Этап презентации полученных результатов: Осмысление полученных данных и способов достижения результата. Осмысление полученных данных и способов достижения результата. Организация и обсуждение совместной презентации результатов. Организация и обсуждение совместной презентации результатов. Выводы по проблеме проекта. Представление «конечного продукта» Выводы по проблеме проекта. Представление «конечного продукта»
1. Этап планирования работы над проектом Этап выдвижения первичных идей на основе имеющихся знаний. Этап выдвижения первичных идей на основе имеющихся знаний. Согласование интересов, разрешение спорных вопросов. Согласование интересов, разрешение спорных вопросов. Цель первичного обмена мнениями: А) Стимулирование потока идей. Б) Выявление противоречий, связанных с особенностями восприятия и уровнем знаний учащихся. В) Получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.
А) Стимулирование потока идей. (Оптимален метод мозговой атаки) Для наиболее успешной организации обсуждения учителю предлагается : Для наиболее успешной организации обсуждения учителю предлагается : продумать возможные способы мотивирования учащихся на исследовательскую деятельность: продумать возможные способы мотивирования учащихся на исследовательскую деятельность: продумать, каким образом будет осуществляться наглядность во время выдвижения идей (школьная доска, плакаты, компьютер и т.д.); продумать, каким образом будет осуществляться наглядность во время выдвижения идей (школьная доска, плакаты, компьютер и т.д.); продумать ситуацию, которая могла бы дать толчок дискуссии и принятию учащимися направлений исследований; продумать ситуацию, которая могла бы дать толчок дискуссии и принятию учащимися направлений исследований; продумать вопросы, проблемы для учащихся, стимулирующие их на выдвижение наиболее интересных, но реально осуществимых и связанных с учебной деятельностью проектов. продумать вопросы, проблемы для учащихся, стимулирующие их на выдвижение наиболее интересных, но реально осуществимых и связанных с учебной деятельностью проектов.
Б) Выявление противоречий, связанных с особенностями восприятия и уровнем знаний учащихся. На этом этапе учителю предлагается: акцентирование внимание учащихся на общей теме проекта, на подтемах групп, на их взаимосвязи, на общем ходе и сроках последующих этапов проекта. акцентирование внимание учащихся на общей теме проекта, на подтемах групп, на их взаимосвязи, на общем ходе и сроках последующих этапов проекта. в процессе обучения подвести учащихся к проблеме или «втянуть» в ситуацию, стимулирующую стремление к самостоятельному исследованию; в процессе обучения подвести учащихся к проблеме или «втянуть» в ситуацию, стимулирующую стремление к самостоятельному исследованию; выявить, круг склонностей, интересов, возможностей учащихся; выявить, круг склонностей, интересов, возможностей учащихся; во время обсуждения уважать и учитывать любые высказанные идеи, воздерживаясь по возможности при этом от собственных комментариев; во время обсуждения уважать и учитывать любые высказанные идеи, воздерживаясь по возможности при этом от собственных комментариев; сгруппировать и обобщить вместе с учащимися высказанные идеи в наиболее наглядной и понятой для них форме. сгруппировать и обобщить вместе с учащимися высказанные идеи в наиболее наглядной и понятой для них форме.
В)Получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы На этом этапе учителю предлагается: сформулировать на этой основе тему (проблему) интересную и приемлемую для всех участников; а также реальную для выполнения; сформулировать на этой основе тему (проблему) интересную и приемлемую для всех участников; а также реальную для выполнения; изложить учащимся условия, необходимые для реализации проекта; изложить учащимся условия, необходимые для реализации проекта; помочь подобрать материал; помочь подобрать материал; дать четкие сроки каждого этапа; дать четкие сроки каждого этапа; завести журнал проекта и написать ход первого этапа (мероприятия, сроки, возникшие трудности, примечания и т. д.); завести журнал проекта и написать ход первого этапа (мероприятия, сроки, возникшие трудности, примечания и т. д.); на протяжении всего этапа максимально предоставлять инициативу учащимся, выполняя роль консультанта и помощника, но не диктатора условий. на протяжении всего этапа максимально предоставлять инициативу учащимся, выполняя роль консультанта и помощника, но не диктатора условий.
2. Аналитический этап Аналитический этап - это этап самостоятельного проведения исследования, самостоятельного получения и анализа информации, во время которого каждый ученик: уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности; уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности; проводит поиск и сбор информации исходя из : проводит поиск и сбор информации исходя из : - собственного опыта - обмена информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.); - изучения спецлитературы, общения со средствами массовой информации, через сеть "Интернет" и т. д. анализирует и интерпретирует полученные данные. анализирует и интерпретирует полученные данные.
Последовательность работы на аналитическом этапе. Уточнение и формулировка задачи Уточнение и формулировка задачи Поиск и сбор информации Поиск и сбор информации Обработка полученной информации Обработка полученной информации ( понимание, сравнение, отбор наиболее значимой информации, самостоятельная интерпретация некоторых фактов, составление выводов, формирование собственных суждений)
Для наиболее успешной организации аналитического этапа учителю предлагается : составить список всех способов сбора и обработки информации, которые будут использоваться в группax, исходя из темы и особенностей проекта; составить список всех способов сбора и обработки информации, которые будут использоваться в группax, исходя из темы и особенностей проекта; при необходимости дать учащимся алгоритмы спецспособов работы с информацией (напр. интервью, проведении анкетирования, социологического опроса, эксперимента, поиска литературы в библиотеке, поиска информации в сети "Интернет" и т.д.) при необходимости дать учащимся алгоритмы спецспособов работы с информацией (напр. интервью, проведении анкетирования, социологического опроса, эксперимента, поиска литературы в библиотеке, поиска информации в сети "Интернет" и т.д.) составить список всех возможных источников информации исходя из предоставленного учащимся времени, допустимых материальных расходов и особенностей проекта; составить список всех возможных источников информации исходя из предоставленного учащимся времени, допустимых материальных расходов и особенностей проекта; предложить учащимся план работы с информацией; предложить учащимся план работы с информацией;
предусмотретъ совместное подведение итогов аналитического этапа, сконцентрировать внимание учащихся на задачах каждой группы с тем, чтобы при сборе данных, они могли осознанно обмениваться ими друг с другом; предусмотретъ совместное подведение итогов аналитического этапа, сконцентрировать внимание учащихся на задачах каждой группы с тем, чтобы при сборе данных, они могли осознанно обмениваться ими друг с другом; помочь учащимся оценить необходимость и достоверность найденной информации; помочь учащимся оценить необходимость и достоверность найденной информации; постоянно напоминать учащимся о целях сбора и анализа информации постоянно напоминать учащимся о целях сбора и анализа информации проводить по мере необходимости общее обсуждение полученных результатов проводить по мере необходимости общее обсуждение полученных результатов Для наиболее успешной организации аналитического этапа учителю предлагается :
3. Этап обобщения информации Систематизация полученных данных Систематизация полученных данных Выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в "Интернет" и т.д.) Выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в "Интернет" и т.д.) Основная цель этого этапа для учащихся заключается в установлении связей, объединения в единое целое и обобщения информации, полученной каждой группой. Цель учителя в том, чтобы учащиеся обменялись знаниями и умениями, полученными при разных формах работы с информацией (проведение и обработка данных анкетирования, социологического опроса, эксперимента и т. д.).
Для наиболее успешной организации этапа учителю предлагается: Для наиболее успешной организации этапа учителю предлагается: заранее продумать, проявление способностей какого рода ( интеллектуальных, коммуникативных, технического оформления и т.д.) будет наиболее успешным при презентации итогов проекта для каждого участника; заранее продумать, проявление способностей какого рода ( интеллектуальных, коммуникативных, технического оформления и т.д.) будет наиболее успешным при презентации итогов проекта для каждого участника; заранее продумать все возможные формы обобщения для совместного их обсуждения с учащимися заранее продумать все возможные формы обобщения для совместного их обсуждения с учащимися предусмотреть совместное подведение итогов этапа с четкой формулировкой общих выводов (в соответствии с целями и задачами проекта) и оставшихся нерешенными проблем, предусмотреть совместное подведение итогов этапа с четкой формулировкой общих выводов (в соответствии с целями и задачами проекта) и оставшихся нерешенными проблем, составить путем совместного обсуждения список, всех форм обобщения итогов проекта (конференция, школьная газета, монтаж фильма, презентация в сети "Интернет" и т. д.) составить путем совместного обсуждения список, всех форм обобщения итогов проекта (конференция, школьная газета, монтаж фильма, презентация в сети "Интернет" и т. д.) концентрировать внимание участников на тех или иных способностях каждого ученика и добиваться, чтобы каждый осознал необходимость своего участия; концентрировать внимание участников на тех или иных способностях каждого ученика и добиваться, чтобы каждый осознал необходимость своего участия; помочь группам в формулировке общих выводов относительно полученной информации, а также тех новых знаний и умений, которые они приобрели; помочь группам в формулировке общих выводов относительно полученной информации, а также тех новых знаний и умений, которые они приобрели; составить совместно с учащимися план презентации (форма, участники, сроки, ответственный). составить совместно с учащимися план презентации (форма, участники, сроки, ответственный).
4. Презентация полученных результатов - Осмысление полученных данных и способов достижении результата - Осмысление полученных данных и способов достижении результата - Обсуждение и организация совместной презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.) - Обсуждение и организация совместной презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.) Презентация – это представление итогов проектной работы, - это представления полученных результатов и выводов по проблеме проекта, - это представления полученных результатов и выводов по проблеме проекта, - это представление "пройденного пути". - это представление "пройденного пути".
Для наиболее успешной организации презентации итогов проекта учителю предлагается : Спланировать время для подготовки и проведения презентации на различных ее формах; Спланировать время для подготовки и проведения презентации на различных ее формах; Определить длительность, планируемых мероприятий в зависимости от объема информации и количества участников; Определить длительность, планируемых мероприятий в зависимости от объема информации и количества участников; Определить подготовительные мероприятия дня написания сценариев презентаций; Определить подготовительные мероприятия дня написания сценариев презентаций; Оказать помощь учащимся в выборе форм презентации итогов проекта; Оказать помощь учащимся в выборе форм презентации итогов проекта; Помочь учащимся определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились; Помочь учащимся определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились; Помочь учащимся определить собственные достижения и нерешенные проблемы; Помочь учащимся определить собственные достижения и нерешенные проблемы; Выработать совместно с учащимися возможные перспективы продолжения работы над этим проектом; Выработать совместно с учащимися возможные перспективы продолжения работы над этим проектом; Выработать совместно с учащимися возможные пути перехода к работе над следующим проектом и предварительные сроки; Выработать совместно с учащимися возможные пути перехода к работе над следующим проектом и предварительные сроки; Предусмотреть финальное мероприятие (чаепитие, круглый стол и т.д.), на котором происходит обмен мнениями и впечатлениями по работе над проектом. Предусмотреть финальное мероприятие (чаепитие, круглый стол и т.д.), на котором происходит обмен мнениями и впечатлениями по работе над проектом.
Желаем успеха в создании проектов и их презентации!