Кириллов Иван Львович зам. директора по научной работе Учреждения Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства» Межрегиональная конференция «Пути реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Петрозаводск, 19 мая 2011 г.
КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1. Обеспечение доступности дошкольного образования 2. Выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в начальную школу 3. Повышение качества дошкольного образования. 4. Расширение вариативности дошкольного образования ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в Российской Федерации
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Внедрение новых организационных форм дошкольного образования: - группы кратковременного пребывания - семейные детские сады - лекотека и другие.
Позитивная тенденция в обеспечении доступности за счет открытия новых ДОУ и развития иных форм дошкольного образования В Ханты-Мансийском автономном округе – Югра принята Программа «Развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений ХМАО – Югры на 2007 – 2010 гг.» Ожидаемые результаты: введение в эксплуатацию 135 ДОУ на мест; увеличение охвата детей на 18,3% (сегодня охват услугами дошкольного образования составляет 59,7%). Источник финансирования - региональный фонд софинансирования расходов (на условиях софинансирования из бюджетов муниципальных образований автономного округа в размере 20%)
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Проекты: 1.ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Развитие форм гражданского участия в управлении дошкольным образованием в Республике Саха (Якутия) Попечительские советы Советы бабушек Советы отцов Семейные союзы Детско-взрослые сообщества Экспертный общественный совет
ВАРИАТИВНОСТЬ – один из основных принципов построения дошкольного образования вариативность организационных форм дошкольного образования вариативность содержания дошкольного образования вариативность форм и методов организации образовательного процесса
Вариативность форм дошкольного образования Расширение разнообразия форм дошкольного образования, как формальных, так и неформальных ДОУ при кочевых поселениях народностей Крайнего Севера: Красноярский край Республика Саха (Якутия) КОЧЕВАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД
ЛЕКОТЕКА - структурное подразделение ДОУ, организованное для детей от 2 месяцев до 7 лет, которые не могут посещать государственные ДОУ по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико- социальной помощи
Дошкольные информационно- образовательные центры Регион Республика Чувашия Преимущества Малочисленность групп Использование форм индивидуальной и групповой работы Оснащенность современным оборудованием Наличие специалистов по разным направлениям развития Отличия Использование игровых методик для развития детей
Территориальные службы ранней помощи во всех образовательных округах Самарской области Служба ранней помощи – центр диагностики и консультирования для детей от 2 мес. до 3 лет. Группа специалистов, включающая детского психиатра, невролога, психолога, логопеда и дефектолога, осуществляет определение уровня физического и психического развития детей. Основная цель – обеспечение ранней и полной интеграции ребенка с проблемами в развитии в социум через оказание специальной квалифицированной помощи ребенку и его семье.
Вариативность содержания дошкольного образования Наиболее востребованные программы (до введения ФГТ): «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) «Истоки» (научная редакция Л.А.Паромоновой и др.) «Детство» (В.И.Логинова, Н.А.Ноткина, Т.И.Бабаева) «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.) «Кроха» (Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочаткова) «Из детства – в отрочество» (ред. Т.Н.Доронова), «Одаренный ребенок» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.) «Радуга» (Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик, В.В.Гербова) «Детский сад – дом радости» (Н.М.Крылова)
Вариативность форм и методов организации дошкольного образовательного процесса 1.Регламентированная деятельность взрослого с детьми Учебное занятие 2. Совместная деятельность детей и взрослых Занятия, проекты 3.Самостоятельная деятельность детей Организация предметной образовательной среды
Спасибо за внимание! Успехов в дальнейшей работе!!!