1 Тренинг командообразования Тренинг для сотрудников Н-го филиала
2 Введение Тренинг был организован в связи с возникновением конфликтной ситуации между сотрудниками филиала. Мы преследовали как учебные, так и консалтинговые цели. Количество часов – 12, количество участников – 18. Цели и задачи обучения: 1. Формирование навыков эффективного взаимодействия в команде. 2. Развитие навыков бесконфликтного общения. Консалтинговые цели и задачи: 1. Диагностика конфликтной ситуации. Картография конфликта (выявление сторон конфликта, их интересов, определение предмета конфликта). 2. Определение психологического климата в коллективе. 3. Выработка рекомендаций для руководства компании по разрешению конфликтной ситуации и совершенствованию системы управления.
3 Работа с ожиданиями участников Чему хотели бы научиться? Что может максимально повысить эффективность работы на тренинге? Что может максимально понизить эффективность работы на тренинге? Избегать конфликты Эффективно взаимодействовать Чувство локтя Решать конфликты безопасным путём Эффективно решать проблемы в коллективе Научиться искренне радоваться успехам других Как достигать собственного успеха Создать команду Открытость Доверие Искренность Положительный настрой Командный дух Компетентность тренеров Организованность Сплочённость Рассуждения участников, обсуждение Говорить по одному Ответственность Право участника помолчать Перерывы Несерьёзность отношения Усталость Рассеянность Затянутость Физическая слабость Отвлечение на посторонние дела
4 Формы и методы работы 1. Упражнение на знакомство «Самый-самый мой плакат» 2. Упражнение на командное взаимодействие «Космическая скорость» 3. Упражнение на принятие командного решения «Полёт на луну» 4. Психопрофилактическое упражнение «Мне в жизни помогает… Мне в жизни мешает…» 5. Упражнение на осознание своих профессиональных проблем (см. заметки) 6. Групповая работа по разбору профессиональных проблем (см заметки) 7. Осознание своей роли и ответственности при разрешении конфликтов и профессиональных проблем (групповое обсуждение: Трудности-Что я могу сделать сам?-Чего я жду от руководства?)) 8. Оценка климата в коллективе (результат в заметках) 9. Разминочные упражнения для активизации участников 10. Социометрическое упражнение «Человечки на дереве» 11. Рефлексия своего состояния (обращение к чувствам по поводу тренинга) 12. Подведение итогов тренинга и итоговое анкетирование (см. в разделе «Выводы»
5 Учебный результат тренинга Участникам была оказана помощь в оценивании собственного профессионального опыта и потребности в обучении. Члены коллектива лучше узнали друг друга. Усилилась сплочённость группы. Исследован стиль принятия групповых решений в коллективе. Отмечены неэффективные стратегии поведения во время группового взаимодействия. Сделан шаг по осознанию зоны индивидуальной ответственности членов коллектива. Восстановление базы доверия в коллективе благодаря конструктивному выражению чувств участников группы относительно друг друга.
6 Оценка эффективности тренинга Проведено итоговое анкетирование (вопросы в заметках). 1. Степень общей удовлетворённости в пределах 50-60%. По ряду вопросов участники не получили исчерпывающих ответов. 2. Большинство участников готовы использовать полученный опыт в своей работе. Главное, что они приобрели – это лучшее понимание друг друга, осознание необходимости слушать друг друга и доверять. 3. Члены коллектива ждут от руководства справедливых решений, улучшения в области планирования и оценки труда, большего внимания к персоналу и к его нуждам. 4. Сотрудники опасаются давления со стороны начальства и нежелания идти на компромиссы при возникновении сложных ситуаций. Проведена оценка эмоционального состояния участников. Большинство участников в конце тренинга испытывали чувство эмоционального подъёма, уверенности и надежды, а также усталости от проведённой работы.
7 Выводы по итогам тренинга Рекомендации по дальнейшему обучению: 1. Организовать тренинги умений (тренинги общения с клиентами, тренинги самопрезентации, тренинги бесконфликтного общения и др.); 2. Организовать тренинги по формированию корпоративного имиджа. Рекомендации по совершенствованию системы управления: 1. Провести организационно-кадровый аудит в подразделениях, работающих с клиентами с целью перераспределения обязанностей и выработки критериев оценки качества работы сотрудников. 2. Разработать единое согласованное положение о премировании сотрудников. 3. Организовать семинары для руководителей филиалов по менеджменту и организационному развитию. 4. Совместно с управлением по маркетингу разработать маркетинговую стратегию развития филиалов.
8 Картография конфликта Стороны конфликта Предмет конфликта – неравноправие в оценке труда и размере материального стимулирования. Второстепенные стороны конфликта:А,Б,В,Г Стороны конфликтаИнтересы и опасенияПрогнозирование поведения НСтремится сохранить выгодное материальное положение, опасается, что чьи-либо действия подорвут его престиж и нанесут вред материальным интересам Будет настаивать на сохранении существующего положения вещей, будет стремиться избежать лишней ответственности. ПСтремится к восстановлению справедливости, чувствует обиду, опасается, что Жуков будет ей мстить. Будет открыто высказывать своё мнение и отстаивать свои интересы, способна идти на компромисс
9 Рекомендации по разрешению конфликта 1. Введение более справедливой оценки труда и системы материального стимулирования сотрудников. 2. Перемещение П на другой участок работы с введением жёсткого контроля за результатами его работы. 3. Сохранение статуса Н и установление реальных параметров оценки её работы 4. Усиление менеджмента в Н-ом филиале (см. заметки).