1
Цель и задачи урока Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Край родной – часть большой страны». Задачи: 1.Сформировать представления учащихся о родном крае; 2. Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой; 3. Воспитывать любовь, уважение и гордость к родному краю. Оборудование. Карта Кемеровской области, фотографии и рисунки с изображением природы родного края, видеомагнитофон, журнал под редакцией учащихся, жетоны, тесты. 2
Сообщение темы О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живём. 3
1страница журнала – «Поэтическая» 1 ученик Богата родная Россия, Но прямо скажу без прикрас, Что края любого красивей Наш юный, могучий Кузбасс Люблю его твёрдую поступь, Дыханье заводов и шахт, Огней яркозвёздную россыпь В его молодых городах.. 2 ученик И сталью и углём богата Родная сторонка моя. Любимая, как хороша ты, Кузнецкая наша земля! По сердцу мне снежные горы, Синь рек, заливные луга, Колхозных угодий просторы, Зелёная вечно тайга. 3 ученик Люблю твою звонкую стужу, Бодрящую свежесть ветров Люблю я широкую душу Моих дорогих земляков. Застенчивый, с виду суровый Здесь славною жизнью живёт Прямой, хлебосольный, здоровый, Бесстрашный сибирский народ. 4
2 страница – викторина «Мой край родной» Покажите на карте границы области, её областной центр. (г. Кемерово). Почему нашу область называют Кузбассом? (в самом центре её расположен Кузнецкий угольный бассейн, принесший славу нашему краю) Какие горные хребты занимают большую часть области? (на востоке территорию Кузбасса занимают горы Кузнецкого Алатау, южную часть занимает Горная Шория, на западе протянулась цепь холмов и пологих возвышенностей Салаирского кряжа) Назовите соседей Кемеровской области? (на юге и юго-западе наша область граничит с Алтайским краем, на западе- с Новосибирской областью, на севере-с Томской областью, на востоке- с Красноярским краем). Назовите и покажите на карте наиболее крупные реки Кузбасса (Томь, Кия, Иня, Яя, Чумыш). Назовите самое крупное озеро области. (озеро Большой Берчикуль). 5
3 страница- «Подземные сокровища Кузбасса» У. Проведём аукцион между командами. Чья команда последней назовёт полезное ископаемое Кузбасса, станет победителем аукциона. Д. Каменный уголь, бурый уголь, железная руда, марганцевая руда, алюминиевая руда,золото, полиметаллические руды, глина, песок, известняк, фосфориты, гранит, мрамор, тальк. 6
«Домашнее задание» Рассказы детей о добыче полезных ископаемых Кузбасса. У.Капитанам команд было дано домашнее задание приготовить рассказ о каком –либо полезном ископаемом. Капитан 1 команды. Главное богатство – каменный уголь. Капитан 2 команды. Для развития металлургии в области имеются крупные месторождения железной руды. Капитан 3 команды. Богаты недра Кузбасса и рудами цветных металлов. Капитан 4 команды. Ценным полезным ископаемым является золото. 7
Физкультминутка. По родному краю дружно мы шагам. Справа от нас зеленый луг, Слева находится лес. В таком лесу полно чудес Белка с ветки на ветку скок Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! Солнце над берёзами светит нам Мы рады ягодам, грибам. 8
4 страница – «Охрана природы Кузбасса» Разгадайте кроссворд 1. Мех наш прочен, мех наш ценен Шубу сшил – 100 лет носи. Он когда-то вместо денег Расходился по Руси. 2. Петь люблю рассветной жизнью И влюблён я в песнь свою Так, что ничего не слышу, Если только запою. 3. Всем больным я помогаю, Их лечить не устаю, Каждый год свои рога я На лекарство отдаю. 4. Если даже буду хворым. Мне не нужно докторов Съем лукошко мухоморов Окажусь опять здоров. 5. С давних пор живу в Сибири, Без Сибири не могу, Самым пышным мехом в мире Я прославил всю тайгу. 6. Потрудившись красным летом, Подо льдом в реке сидим И как вкусные конфеты, Зиму всю дрова едим К У Н И Ц А ЛХАРЬГ МРАЛ О С Ь ОБОЛ О Б Ь Р
Заповедники Кузбасса. Люди Кузбасса проявили заботу о сохранении ценных зверей. На территории области созданы заказники, в которых охраняются животные. Были завезены ценные пушные звери: баргузинский соболь, ондатра, норка, бобры. Для охраны природы в Кемеровской области образованы: - Заповедник «Кузнецкий Алатау(просмотр фрагмента видеофильма) -Шорский природный национальный парк. -Музей – заповедник «Томская писаница» (уникальный памятник истории народов Евразии, представлены образцы наскальной живописи. Многие рисунки уникальны и относятся к шедеврам первобытного искусства) 10
5 страница – «Что я узнал о Кузбассе?» (тест) Какой город является центром нашей области? А) Новокузнецк Б) Мариинск К) Кемерово Какие горы Кузбасса самые древние и находятся на западе нашей области? У) Салаирский кряж Е) Кузнецкий Алатау Г) Горная Шория Выберите самую большую и полноводную реку Кузбасса. А) Яя З) Томь Б) Кия Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»? А) железная руда Б) каменный уголь В) золото По берегам какой реки промывают золотой песок? А) Кия Б) Чулым В) Иня Какое животное Кузбасса занесено в Красную книгу? А) заяц Б) лиса С) бобр Какой заповедник нашей области является музеем наскальной живописи? А) Кузнецкий Алатау С) Томская писаница Б) Шорский природный национальный парк У. Если у вас получилось слово « Кузбасс» значит, тест выполнили правильно. 11
Итог урока. Кузбасс! Ты дорог и любим. Горжусь твоею красотою. Твоею мощью, широтою, Рабочим обликом твоим. Что на уроке понравилось больше всего? Где пригодятся вам знания о Кузбассе? 12