Лес – природное сообщество Учитель начальных классов Учитель начальных классов МОУ «Таицкая средняя общеобразовательная школа» Конашева Нина Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЖИЗНЬ ЛЕСА Замечал ли ты в лесу «ЭТАЖИ»? Ученые называют их – ЯРУСАМИ.
Advertisements

ЖИЗНЬ ЛЕСА. - этажи леса Самый нижний ярус – мхи и лишайники.
Лес- наше богатство Проект выполнил: ученик 4-А класса МКОУ Кантемировской СОШ 2 Щучкин Роман Руководитель: учитель начальных классов Колантаевская Л.В.
Подготовила : Маркосянц Нияра ученица 4-Бкласса МБОУ «Гимназия 8» г.Евпатоия.
Урок экологии в 5 классе Автор: Величко Любовь Григорьевна Учитель биологии МОУ «Катайгинская СОШ» Верхнекетского района.
Грибное чудо Образец работы ученика 4класса выполнила учитель начальных классов МОУ «Поярковской СОШ 2» Васильева Любовь Анатольевна.
1. Самый верхний ярус леса образован деревьями. 2. Средний ярус – это мхи и лишайники. 3. Все животные леса делятся на 4 группы питания. 4. На дереве.
Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит. (Н.Никитин)
«Урок с использованием ИКТ» Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» Урок учителя начальных классов первой квалификационной категории.
Пономаренко Марина Анатольевна МКОУ «СОШ п.Нижний Архыз» учитель начальных классов.
Почему грибы выделили в отдельное царство? В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ.
Сформировать представление о лесе, как о природном сообществе; Дать представление о природном равновесии и роли человека в сохранении этого равновесия;
Что такое лес? Есть ли в лесу ярусы? Что в лесу растёт? Кто в лесу живёт? Приносит ли лес пользу? Берегите лес! Список литературы.
«Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!». это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками.
Жизнь леса. Лес – природное сообщество. Ярусы леса деревья кустарники травы.
Что такое лес? Есть ли в лесу ярусы? Что в лесу растёт? Кто в лесу живёт? Приносит ли лес пользу? Берегите лес! Список литературы.
Грефенштейн Светлана Геннадьевна учитель начальных классов ОУ Тюменцевская МСОШ.
Жизнь леса Лес - это огромная система, отдельные части которой очень тесно сплетены, взаимосвязаны. И нарушение этих взаимосвязей ведет к изменениям или.
Рассказ лес природное сообщество Парамонов Денис 3 «А» 2014г.
Жизнь леса Лес- природное сообщество. Цели урока познакомиться с разнообразием лесных обитателей познакомиться с разнообразием лесных обитателей ярусами.
Транксрипт:

Лес – природное сообщество Учитель начальных классов Учитель начальных классов МОУ «Таицкая средняя общеобразовательная школа» Конашева Нина Николаевна Конашева Нина Николаевна

Главная задача урока ответить на вопрос: «Почему так называют лес?»

Содержание: Презентация учителя (слайды1-14, 34-39) Презентация учителя (слайды1-14, 34-39) Презентации учащихся: Презентации учащихся: 1 группа (слайды 16 – 22) 1 группа (слайды 16 – 22) 2 группа (слайды 23 – 27) 2 группа (слайды 23 – 27) 3 группа (слайды 28 – 33) 3 группа (слайды 28 – 33) Значение леса в жизни человека и охрана его (слайды ) Значение леса в жизни человека и охрана его (слайды )

План изучения сообщества: 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Как связаны между собой организмы в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Охрана сообщества.

Ход урока: Рассказ учителя. Ход урока: Рассказ учителя. Вы все бывали в лесу. А замечали ли вы в лесу лесные» этажи»? Учёные называют их ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Ниже расположен ярус кустарников. Ещё ниже – маленькие кустарнички (черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса требуется его меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев. Вы все бывали в лесу. А замечали ли вы в лесу лесные» этажи»? Учёные называют их ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Ниже расположен ярус кустарников. Ещё ниже – маленькие кустарнички (черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса требуется его меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев.

1 2 3

Вопросы и задания классу: Какие растения разных ярусов вы видели в лесу? Назовите. Какие растения разных ярусов вы видели в лесу? Назовите. Определите, к какому ярусу относятся эти растения? (слайды 7, 8, 9, 10, 11) Определите, к какому ярусу относятся эти растения? (слайды 7, 8, 9, 10, 11)(слайды 7, 8, 9, 10, 11)(слайды 7, 8, 9, 10, 11)

Животные, обитающие в лесу.

Работа с учащимися: Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными! Расскажите, какие животные обитают на каждом ярусе. Почему? Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными! Расскажите, какие животные обитают на каждом ярусе. Почему? В чём видна приспособленность этих животных к условиям жизни? В чём видна приспособленность этих животных к условиям жизни? Назовите 2-3 цепи питания, которые складываются в лесу. Назовите 2-3 цепи питания, которые складываются в лесу. Чем же является лес для животных? Чем же является лес для животных?

Вывод: «Лес – это дом для животных, здесь они живут и питаются.»

Самостоятельные исследовательские работы учащихся. Учащиеся делятся на три группы: Учащиеся делятся на три группы: 1 – ая группа исследует проблему: нужны ли лесу грибы? 1 – ая группа исследует проблему: нужны ли лесу грибы?грибы 2- ая группа работает над проблемой: как в лесу складывается природное равновесие. 2- ая группа работает над проблемой: как в лесу складывается природное равновесие.равновесие 3 – я группа исследует значение лесной подстилки и микробов в жизни леса. 3 – я группа исследует значение лесной подстилки и микробов в жизни леса.леса

Проблемный вопрос: «Нужны ли лесу грибы?»

Гипотеза: «Лесу грибы не нужны»

Ход исследования: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые мы видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые мы видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

Грибы очень нужны лесу. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – мухомор. Грибы очень нужны лесу. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – мухомор.

Грибами питаются многие животные, живущие в лесу. Грибами питаются многие животные, живущие в лесу. Грибы способствуют разложению растительных остатков; пней, упавших стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу. Грибы способствуют разложению растительных остатков; пней, упавших стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.

Вывод: «Грибы необходимы для леса.»

Проблемный вопрос: «Как в лесу складывается природное равновесие?»

Гипотеза: « Мышиное потомство размножается так быстро, что может уничтожить все будущие растения »

Ход исследования: Мыши приносят огромное потомство. Они поедают много плодов и семян деревьев. Эти зверьки могут уничтожить все будущие растения. В результате могут погибнуть другие животные. Нарушение цепи питания влечёт за собой гибель леса Мыши приносят огромное потомство. Они поедают много плодов и семян деревьев. Эти зверьки могут уничтожить все будущие растения. В результате могут погибнуть другие животные. Нарушение цепи питания влечёт за собой гибель леса

В лесу живут лисицы, ласки, совы, которые питаются мышами. Поэтому мышей в лесу столько, сколько необходимо для жизни всех обитателей В лесу живут лисицы, ласки, совы, которые питаются мышами. Поэтому мышей в лесу столько, сколько необходимо для жизни всех обитателей

Вывод: «Благодаря разнообразию животного мира и особенностям питания, складывается природное равновесие в лесу»

Проблемный вопрос: «Что такое лесная подстилка и нужна ли она лесу?»

Гипотеза: «Лесная подстилка мешает лесу, загрязняет его» «Лесная подстилка мешает лесу, загрязняет его»

Ход исследования: Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Работу микробов облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки перегнивают быстрее. Работу микробов облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки перегнивают быстрее.

Опыт учёных Учёные проделали опыт: в два одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были микробы, насекомые и их личинки, а в другом - только микробы. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранилась довольно долго. долго.

Лесная подстилка- дом для животных Ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холода. Ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холода.

Вывод: Лесная подстилка обогащает лес перегноем, служит домом для животных, поэтому необходима лесу Лесная подстилка обогащает лес перегноем, служит домом для животных, поэтому необходима лесулесу

Работа класса с учителем: - А теперь, вспомним роль леса в природе и жизни людей. После ответов детей вывешивается таблица на доске. - А теперь, вспомним роль леса в природе и жизни людей. После ответов детей вывешивается таблица на доске. Значение леса: Значение леса: дом для растений, животных, грибов; дом для растений, животных, грибов; защитник воздуха, водоёмов и почв; защитник воздуха, водоёмов и почв; место для отдыха человека; место для отдыха человека; источник ягод, грибов, лекарственных растений; источник ягод, грибов, лекарственных растений; источник древесины. источник древесины.

Охрана леса Лес имеет огромное значение для человека, поэтому его нужно беречь и охранять. Лес имеет огромное значение для человека, поэтому его нужно беречь и охранять. Какие правила нужно соблюдать в лесу? Какие правила нужно соблюдать в лесу? Что вы можете сделать для охраны леса? Что вы можете сделать для охраны леса?

Рефлексия: Почему же лес называют природным сообществом? Почему же лес называют природным сообществом?

Ответ учащихся: Обитатели леса – растения, животные, грибы, микробы – живут совместно, тесно связаны между собой, поэтому лес называют природным сообществом. Обитатели леса – растения, животные, грибы, микробы – живут совместно, тесно связаны между собой, поэтому лес называют природным сообществом.

Использованная литература 1. Учебник А. А. Плешакова Природоведение 4 класс 1. Учебник А. А. Плешакова Природоведение 4 класс Детская энциклопедия «Я познаю мир» Детская энциклопедия «Я познаю мир» Электронно- наглядное пособие «Природа России» Электронно- наглядное пособие «Природа России» Материалы из интернета: iby.htm, fishercity.narod.ru/grib/grib1.htm - 44k Материалы из интернета: iby.htm, fishercity.narod.ru/grib/grib1.htm - 44kwww.admhmao.ru/obsved/priroda/gr iby.htmwww.admhmao.ru/obsved/priroda/gr iby.htm k nsc.1september.ru/articlef.php?ID= k nsc.1september.ru/articlef.php?ID= nsc.1september.ru/articlef.php?ID=