Лес – природное сообщество Учитель начальных классов Учитель начальных классов МОУ «Таицкая средняя общеобразовательная школа» Конашева Нина Николаевна Конашева Нина Николаевна
Главная задача урока ответить на вопрос: «Почему так называют лес?»
Содержание: Презентация учителя (слайды1-14, 34-39) Презентация учителя (слайды1-14, 34-39) Презентации учащихся: Презентации учащихся: 1 группа (слайды 16 – 22) 1 группа (слайды 16 – 22) 2 группа (слайды 23 – 27) 2 группа (слайды 23 – 27) 3 группа (слайды 28 – 33) 3 группа (слайды 28 – 33) Значение леса в жизни человека и охрана его (слайды ) Значение леса в жизни человека и охрана его (слайды )
План изучения сообщества: 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Как связаны между собой организмы в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Охрана сообщества.
Ход урока: Рассказ учителя. Ход урока: Рассказ учителя. Вы все бывали в лесу. А замечали ли вы в лесу лесные» этажи»? Учёные называют их ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Ниже расположен ярус кустарников. Ещё ниже – маленькие кустарнички (черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса требуется его меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев. Вы все бывали в лесу. А замечали ли вы в лесу лесные» этажи»? Учёные называют их ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Ниже расположен ярус кустарников. Ещё ниже – маленькие кустарнички (черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса требуется его меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев.
1 2 3
Вопросы и задания классу: Какие растения разных ярусов вы видели в лесу? Назовите. Какие растения разных ярусов вы видели в лесу? Назовите. Определите, к какому ярусу относятся эти растения? (слайды 7, 8, 9, 10, 11) Определите, к какому ярусу относятся эти растения? (слайды 7, 8, 9, 10, 11)(слайды 7, 8, 9, 10, 11)(слайды 7, 8, 9, 10, 11)
Животные, обитающие в лесу.
Работа с учащимися: Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными! Расскажите, какие животные обитают на каждом ярусе. Почему? Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными! Расскажите, какие животные обитают на каждом ярусе. Почему? В чём видна приспособленность этих животных к условиям жизни? В чём видна приспособленность этих животных к условиям жизни? Назовите 2-3 цепи питания, которые складываются в лесу. Назовите 2-3 цепи питания, которые складываются в лесу. Чем же является лес для животных? Чем же является лес для животных?
Вывод: «Лес – это дом для животных, здесь они живут и питаются.»
Самостоятельные исследовательские работы учащихся. Учащиеся делятся на три группы: Учащиеся делятся на три группы: 1 – ая группа исследует проблему: нужны ли лесу грибы? 1 – ая группа исследует проблему: нужны ли лесу грибы?грибы 2- ая группа работает над проблемой: как в лесу складывается природное равновесие. 2- ая группа работает над проблемой: как в лесу складывается природное равновесие.равновесие 3 – я группа исследует значение лесной подстилки и микробов в жизни леса. 3 – я группа исследует значение лесной подстилки и микробов в жизни леса.леса
Проблемный вопрос: «Нужны ли лесу грибы?»
Гипотеза: «Лесу грибы не нужны»
Ход исследования: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые мы видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые мы видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.
В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.
Грибы очень нужны лесу. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – мухомор. Грибы очень нужны лесу. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – мухомор.
Грибами питаются многие животные, живущие в лесу. Грибами питаются многие животные, живущие в лесу. Грибы способствуют разложению растительных остатков; пней, упавших стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу. Грибы способствуют разложению растительных остатков; пней, упавших стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.
Вывод: «Грибы необходимы для леса.»
Проблемный вопрос: «Как в лесу складывается природное равновесие?»
Гипотеза: « Мышиное потомство размножается так быстро, что может уничтожить все будущие растения »
Ход исследования: Мыши приносят огромное потомство. Они поедают много плодов и семян деревьев. Эти зверьки могут уничтожить все будущие растения. В результате могут погибнуть другие животные. Нарушение цепи питания влечёт за собой гибель леса Мыши приносят огромное потомство. Они поедают много плодов и семян деревьев. Эти зверьки могут уничтожить все будущие растения. В результате могут погибнуть другие животные. Нарушение цепи питания влечёт за собой гибель леса
В лесу живут лисицы, ласки, совы, которые питаются мышами. Поэтому мышей в лесу столько, сколько необходимо для жизни всех обитателей В лесу живут лисицы, ласки, совы, которые питаются мышами. Поэтому мышей в лесу столько, сколько необходимо для жизни всех обитателей
Вывод: «Благодаря разнообразию животного мира и особенностям питания, складывается природное равновесие в лесу»
Проблемный вопрос: «Что такое лесная подстилка и нужна ли она лесу?»
Гипотеза: «Лесная подстилка мешает лесу, загрязняет его» «Лесная подстилка мешает лесу, загрязняет его»
Ход исследования: Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Работу микробов облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки перегнивают быстрее. Работу микробов облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки перегнивают быстрее.
Опыт учёных Учёные проделали опыт: в два одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были микробы, насекомые и их личинки, а в другом - только микробы. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранилась довольно долго. долго.
Лесная подстилка- дом для животных Ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холода. Ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холода.
Вывод: Лесная подстилка обогащает лес перегноем, служит домом для животных, поэтому необходима лесу Лесная подстилка обогащает лес перегноем, служит домом для животных, поэтому необходима лесулесу
Работа класса с учителем: - А теперь, вспомним роль леса в природе и жизни людей. После ответов детей вывешивается таблица на доске. - А теперь, вспомним роль леса в природе и жизни людей. После ответов детей вывешивается таблица на доске. Значение леса: Значение леса: дом для растений, животных, грибов; дом для растений, животных, грибов; защитник воздуха, водоёмов и почв; защитник воздуха, водоёмов и почв; место для отдыха человека; место для отдыха человека; источник ягод, грибов, лекарственных растений; источник ягод, грибов, лекарственных растений; источник древесины. источник древесины.
Охрана леса Лес имеет огромное значение для человека, поэтому его нужно беречь и охранять. Лес имеет огромное значение для человека, поэтому его нужно беречь и охранять. Какие правила нужно соблюдать в лесу? Какие правила нужно соблюдать в лесу? Что вы можете сделать для охраны леса? Что вы можете сделать для охраны леса?
Рефлексия: Почему же лес называют природным сообществом? Почему же лес называют природным сообществом?
Ответ учащихся: Обитатели леса – растения, животные, грибы, микробы – живут совместно, тесно связаны между собой, поэтому лес называют природным сообществом. Обитатели леса – растения, животные, грибы, микробы – живут совместно, тесно связаны между собой, поэтому лес называют природным сообществом.
Использованная литература 1. Учебник А. А. Плешакова Природоведение 4 класс 1. Учебник А. А. Плешакова Природоведение 4 класс Детская энциклопедия «Я познаю мир» Детская энциклопедия «Я познаю мир» Электронно- наглядное пособие «Природа России» Электронно- наглядное пособие «Природа России» Материалы из интернета: iby.htm, fishercity.narod.ru/grib/grib1.htm - 44k Материалы из интернета: iby.htm, fishercity.narod.ru/grib/grib1.htm - 44kwww.admhmao.ru/obsved/priroda/gr iby.htmwww.admhmao.ru/obsved/priroda/gr iby.htm k nsc.1september.ru/articlef.php?ID= k nsc.1september.ru/articlef.php?ID= nsc.1september.ru/articlef.php?ID=